О беременности 12-летней Лены (все имена изменены) стало известно случайно. 5 октября девочка пожаловалась на боль в животе прямо во время уроков. Доктор «скорой помощи» осмотрела школьницу, поводов для госпитализации не нашла. Врачи обнаружили проблемы в грудном отделе позвоночника и посоветовали проконсультироваться с районным педиатром.
А 24 октября медики вновь осматривали барышню — на этот раз, кроме боли в животе, у Лены подскочила температура до 38,5 градусов. И карету медиков вызывала мама. Врачи заподозрили заболевания органов пищеварения. И на всякий случай решили отвезти в больницу, чтобы как следует обследовать ребенка. Вместе дочкой в клиники поехала и ее мама Евгения.
Когда вечером сообщили, что Лена беременна, да еще и на 22-23 неделе, я чуть в обморок не грохнулась, - рассказала женщина (она трудится озеленителем). - Это просто не укладывалось в голове! А боли в животе — это на самом деле были ложные схватки. Дочке поставили диагноз «угроза прерывания беременности» и перевели в родильное отделение городской больницы.
Когда мать более или менее пришла в чувство от неожиданной новости, откровенно поговорила с дочерью. Лена сказала, что ничего не помнит и не понимает. Евгения подозревает, что к этому делу может быть причастен друг дочки — 15-летний Артем, который растет в детском доме. Лена несколько месяцев назад познакомилась с юношей по соцсети, тот стал ходить в гости, помогал с уроками. Евгении не пришло в голову провести беседу о сексе и о том как появляются дети.
Мы все вместе пили чай за семейным столом. Артем ко мне тянулся, плохо им там в детдоме живется, тепла душевного не хватает. Сам Артем тоже удивлен событием.
Евгения воспитывает двух детей без мужа (младшему сыну 11 лет). Женщина с утра до ночи на работе, а когда все случилось (это, видимо, был летний период), то работала едва ли не круглосуточно. С детьми помогала бабушка, она не заметила романтической связи внучки и друга.
Сейчас Евгения просит врачей сделать прерывание беременности — рано ей становится матерью, да и прокормить еще одного ребенка довольно сложно. Но медики отказали — большой срок, аборт делать опасно.
Школьные педагоги характеризуют воспитанницу, как не очень благополучную - мол, иногда не посещала уроки, поэтому была на карандаше у детских инспекторов, училась средне. Изменений в фигуре они, как и Евгения, не заметили. Но представить, чтобы семиклассница могла забеременеть, — это для них тоже из области фантастики.
Врачи в один голос говорят: беременность прерывать поздно. Что касается плода, он будет нормальный, если беременность пройдет без осложнений и будущая юная мать будет наблюдаться. Обычно беременных подростков отправляют в стационар для дополнительного обследования, а на 36‑й неделе кладут в роддом. Роды у подростков, как правило, протекают с осложнениями из-за узкого таза. Поэтому многие врачи настаивают на кесаревом сечении.
Комментирует детский гинеколог Ольга Матвеева:
— В моей практике был лишь один случай родов 16‑летней девочки. И несколько случаев абортов в аналогичном возрасте — от 13 до 17 лет. Вообще, каждый пятый аборт у нас в стране совершается несовершеннолетней, так что это не редкость. Родами 12–13‑летних тоже уже никого не удивишь, я слышала о 13‑летней матери, родившей уже второго ребенка. Чаще всего девушки, забеременевшие в юном возрасте, растут в неблагополучных семьях. Ранними интимными отношениями они компенсируют недостаток любви, тепла, внимания.
Могу сказать, что маленькая мама — это очень плохо. В моем случае с юной роженицей, к счастью, все обязанности по воспитанию малыша взяли на себя ее родители. Но такое бывает далеко не всегда. А сами маленькие мамы становятся плохими родителями, относятся к своим детям безответственно. Большинство тех, кто убивает или истязает младенцев, — именно несовершеннолетние мамы. Главная беда в том, что они не готовы к принятию материнства психологически, но также возникают и проблемы со здоровьем. У девочек младше 15 лет часто бывают различные осложнения беременности и родов.
СПРАВКА "МК"
Ежегодно в России рожают 4–4,5 тысячи девочек, не достигших 15 лет, около 9 тысяч 16‑летних, более 30 тысяч 17‑летних. В мире были случаи родов даже 5–6‑летних девочек. Жительница Аргентины в 17 лет имела уже 7 детей: она родила две тройни.