Решение Вселенского Патриархата о скором предоставлении автокефалии Украине не только обрадовало политиков «незалежной» и патриархов церквей-раскольников — УПЦ Киевского Патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, но и внесло сомнения в ряды УПЦ МП. 16 октября викарный епископ митрополита Киевского и Всея Украины, наместник киевского Свято-Преображенского собора Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского Патриархата.
41-летний митрополит, считавшийся «правой рукой» предыдущего главы УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), слывет одним из лидеров проукраинского крыла в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Последует ли «цепная реакция» в среде духовенства Украины и насколько готова самая знаменитая обитель русского православия на Украине — Киево-Печерская лавра - к штурму украинскими националистами? Корреспондент «МК» разбирался во мнениях людей воцерковленных и простых обывателей непосредственно на территории мужского монастыря.
Территория Лавры в последние месяцы усиленно контролируется как внутри, так и снаружи. Автомобили после нахождения на территории монастыря подвергаются выборочному досмотру. В особенности грузовые, где имеется простор для всевозможных «ящиков для детского питания» и «стройматериалов».
Еще в начале сентября член парламентской фракции Радикальной партии Украины в Верховной Раде Юрий Шухевич зарегистрировал в Секретариате ВР депутатское обращение. Сын бывшего главнокомандующего Украинской повстанческой армии Романа Шухевича (УПА запрещена в России - «МК») потребовал немедленно провести инвентаризацию всех имеющихся историко-культурных ценностей, хранящихся в Почаевской и в Киево-Печерской Лаврах. Украинский националист высказал убежденность в намерении РПЦ тайно вывезти в Россию имущество из обоих мужских монастырей. Министр культуры Украины тут же приказал подчиненным «произвести учет и регистрацию» ценностей в храмах УПЦ Московского Патриархата.
МВД же Украины принялось круглосуточно контролировать чуть ли не каждую тропинку, по которой из монастырей можно вынести даже небольшую икону.
Клирики нескольких лаврских храмов, к которым «МК» обратился за комментарием, дружно отвергли наличие якобы полученного из Москвы приказа «эвакуировать из Киева» все самое дорогостоящее и исторически ценное.
- И сами мы отсюда никуда не уйдем! Так и напишите: мы украинцы, мы на своей земле, которую любим и ради которой молим Господа о ниспослании благости для населяющих ее людей.
Все надписи и вывески на территории Лавры сделаны на украинском, однако в действительности – как бы по умолчанию – в этих намоленных местах «ходит» исключительно русский язык.
Разумеется, для туристических групп из других стран делаются исключения.
Корреспондент «МК» наблюдал за работой англоязычных и немецкоязычных гидов. А также их китайских коллег. Украинскую речь я услышал лишь однажды...
«Представь себе: в самом центре Киева – «осиное гнездо», москальская церковь, враждебная к украинской державе», - двое мужчин в стильной одежде, скорее всего, не рассчитывали на то, что корреспондент «МК» услышит вполголоса произнесенные оценочные суждения на буковинском диалекте.
Возможно, эти «туристы» каким-то образом включены в схему «перелицовки» высших чинов УПЦ МП в еще не созданную единую поместную украинскую церковь.
Как известно, митрополит Онуфрий (в миру Орест Березовский), стоящий во главе УПЦ Московского патриархата – уроженец Черновицкой области. В его теперешнем окружении – уроженцы не просто Буковины, а села Корытного, «малой родины» предстоятеля Украинской православной церкви. Как любит напоминать пресс-секретарь Онуфрия, игумен Пафнутий, из Корытного вышли более 40 священников и полтора десятка монахов, которые служат и несут монашеское послушание в различных епархиях страны. Поэтому «проводить работу в правильном направлении» с этой категорией духовных лиц неверняка будут их земляки...
Еще одним «рычагом давления» могут стать крупные региональные олигархи. В Винницкой области, к примеру, митрополит Винницкий и Барский Симеон (в миру Владимир Шостацкий) формально остается иерархом «московской церкви», при этом фактически активно проводит в регионе ползучую мягкую украинизацию. О бизнес-интересах в Виннице теперешнего главы государства Петра Порошенко и преданного ему премьер-министра Владимира Гройсмана (в прошлом мэра Винницы) знают все.
- Как в этом отношении настроен митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний? – спрашиваю у слушателя одного из учебных заведений на территории Печерской Лавры. – Симеон-то родом из Хмельницкой области, наверняка поддерживает контакт с её иереями?
Мой собеседник после небольшой паузы пытается дать максимально дипломатичный ответ, поскольку по завершении учебы намерен вернуться в родной Хмельницкий и посвятить дальнейшую жизнь служению Господу.
- Способы воздействия на наших архиереев – сугубо политического свойства, - говорит молодой человек. – Между тем алгоритм принятия судьбоносных решений внутри Церкви – совершенно иной, нежели его представляют себе политики. Разумеется, мы воздаем молитвы Господу, дабы вразумил сеятелей теперешней смуты.
- 14 октября, говорят, на территории Лавры поместили в полицейские автозаки почти три десятка неких «спортсменов». Знаете, кто это был?
- Эти люди проникли в монастырь под видом туристов. Может, даже заплатили за билетики по 30 гривен (часть Лавры формально является территорией музея - «МК»). Даже малейших шансов захватить Лавру у них не было. В нужный момент все мы способны мобилизоваться и надолго отвадить от нашей обители любого недруга.
- То есть, ни мешков с песком, ни гранатометов у окошек монастырских келий вы пока не расставляли?
- Нет, конечно. Надеемся, Господь услышит наши молитвы.
На дороге, ведущей к дальним пещерам Лавры, замечаю коллег – корреспондента и оператора крупного телеканала из медиа-группы миллиардера Виктора Пинчука. Большинство гостей обители искусно избегают общения с журналистами.
Наконец девушке-журналистке повезло: после продолжительной «волны» китайских туристов перед съемочной группой остановилась чета молодых людей.
- В обозримом будущем Лавра может перейти под юрисдикцию то ли Константинопольского патриархата, то ли Украинской поместной церкви. Если это произойдет, вы будете сюда приходить?
- Да, - отвечает по-русски туристка. – Мы обязательно будем поклоняться чудотворным иконам и мощам здешних святых.
- То есть вам абсолютно все равно, на каком языке будут свершаться молитвы в храмах лавры?
- Для нас никакого значения это не имеет и не будет иметь.
- Сможете все это повторить на камеру?
- Нет, нет, не хотим.
Нежелание демонстрировать свои политические пристрастия выказывают и постоянные жители мужского монастыря.
А он живет привычной духовной жизнью. Из аудиоколонок, расставленных у входов в храмы и внутри трапезных (где можно откушать монастырских яств по цене вдвое дешевле, чем в киевских кафешках), звучат неповторимые печерско-лаврские напевы. Сосредоточенные монахи без устали вычищают до блеска чуть ли не каждый булыжник мостовых.
- Мне кажется, что сегодня опять наступила весна, - слышу от дамы, спускающейся из иконописной мастерской.
С ней тут же соглашаются: на дворе в самом деле 25 градусов тепла.
Читайте материал «Опубликован список запретных для россиян святынь после разрыва с Константинополем»