От Главохоты до райотделов
«МК» проследил путь, который прошла государственная политика в сфере охоты с советских времен. Очевидно, что это путь стремительной деградации, а не развития.
1940 год — впервые создана государственная охотничья инспекция при Совете народных комиссаров РСФСР.
1944 год — в целях улучшения постановки охотничьего дела инспекция преобразована в Главное управление по делам охотничьего хозяйства.
1955 год — создается Главохота РСФСР. Структура занимается охотничьим хозяйством и заповедниками. С этого момента начинается расцвет отрасли. В систему Главохоты вошли 98 госпромхозов, 123 зверопромхоза и 141 колхоз и совхоз Крайнего Севера. В этот же период развиваются любительские охотничьи хозяйства: 5067 хозяйств Росохотрыболовсоюза, 170 — Военно-охотничьего общества, 30 — общества «Динамо», 19 — Главохоты и еще 129 — хозяйства других организаций.
1985 год — число государственных охотничьих хозяйств с 98 выросло до 104. Появляются 199 звероферм Роспотребсоюза и 214 сельхозпредприятий Госагропрома РСФСР.
1988 год — постановлением ЦК КПСС «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» образован Госкомитет по охране природы. Теперь он вместо Главохоты занимается охраной животного мира, контролирует сферу охоты, ведет Красную книгу, отвечает за порядок в заповедниках. В течение четырех лет после этого ликвидированы все госпромхозы. Численность работающих в охотничьей сфере сократилась в два раза.
1990 год — Главохота упраздняется и вливается в состав вновь созданного Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
1993 год — в составе ведомства появляется Охотдепартамент. Мозгом отрасли становится центральный аппарат из 45 человек. Плюс 83 управления в регионах, 21 государственное охотничье хозяйство и специальный аналитический центр. Всего на этот момент в отрасли задействовано почти десять тысяч штатных специалистов.
1999–2004 годы — число общественных охотничьих инспекторов увеличивается до 24 тысяч человек. Штат госохотинспекторов увеличивается до 12 с лишним тысяч человек. Создаются 56 заказников федерального значения.
2004 год — в ходе административной реформы упраздняется Охотдепартамент в Минсельхозе — первый мощный удар по отрасли.
В июне 2006 года тогдашний министр сельского хозяйства Алексей Гордеев пишет письмо президенту Путину:
«Современный уровень развития охотничьего хозяйства России не соответствует его ресурсному и экономическому потенциалу. В России оборот средств, связанных с предоставлением услуг в этой сфере, составляет порядка 13,5 млрд рублей (500 млн долларов), в то же время в США он достигает 60 млрд долларов. Россия уступила место основного поставщика пушнины на мировом рынке. Ресурсы охотничьих животных используются нерационально. В Россию уже начался импорт мяса диких животных из Новой Зеландии (благородный олень) и Польши (косуля, кабан, фазан, заяц). К сожалению, в результате административной реформы и ликвидации органов государственного управления охотничьим хозяйством существенно ослаблена политика в данной сфере. Считаю целесообразным воссоздать в структуре Минсельхоза Департамент охотничьего хозяйства. Прошу Вашего решения».
Решение главы государства было принято в тот же день и состояло из единственного слова: «Согласен. 5.06.2006, В.Путин».
Хронические беспризорники
— На сегодняшний день из отрасли вымыты все специалисты, — сетует президент Росохотрыболовсоюза Татьяна Арамилева. — Эта отрасль должна быть самостоятельной. Охота — это не только природоохранная, но и хозяйственная деятельность.
Возрождение многострадального департамента надежд охотоведов не оправдало. Его все так же продолжило штормить: уже через четыре года, в 2010-м, чиновники от охоты были отлучены от привычного им Минсельхоза и вошли в состав Минприроды. Там его снова урезали, вместо 45 человек в штате осталось лишь 15 специалистов. Еще хуже обстояли дела на местах. 600 государственных охотничьих инспекторов перетекли из Россельхознадзора в Росприроднадзор. Новое начальство решило, что вновь прибывшим найдется лучшее применение, чем сновать по лесам в поисках браконьеров. В результате профессиональные поисковики с нюхом на охотников-нелегалов были переориентированы на другие цели.
Как озвучено в Стратегии развития охотничьего хозяйства до 2030 года, острота сегодняшних вызовов и рисков, стоящих перед охотничьим хозяйством, уже близка к критической. Ситуация в цифрах выглядит поистине жутко. Суммарный годовой оборот продукции охоты и услуг в этой сфере в нашей стране оценивается в 16 млрд рублей (а в 2006-м он составлял 13,5 млрд — более чем скромный рост за целых 12 лет, учитывая инфляцию и финансовый кризис). А ущерб от незаконной добычи охотничьих ресурсов — 18 млрд рублей. То есть мы теряем продукции охоты каждый год на два миллиарда больше, чем получаем.
На последний, совершенно нелогичный и угрожающий шаг Минприроды по ликвидации Охотдепартамента моментально отреагировали не только охотоведы, но и сенаторы. Народные избранники написали петицию руководству кабмина:
«Такое решение ставит под угрозу реализацию Стратегии развития охотничьего хозяйства до 2030 года. Реализация подобного подхода ошибочна еще и потому, что спровоцирует необратимую реакцию по слиянию уполномоченных органов в сфере лесного и охотничьего хозяйства в субъектах, что вызовет очередной кадровый отток опытных и квалифицированных специалистов», — говорится в документе.
— Для отрасли это очень плохо, — уверен зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев. — Все последние события четко показывают негативную картину. Каким-то регионам, может, и повезет, и попадется лесник, понимающий что-то в охоте. Проблема в том, что именно лесники не раз были замечены как одни из самых ярых браконьеров. Они считают, что лес принадлежит им. У человека, который ходит по лесу один с ружьем, возникает масса соблазнов. Подумаешь — стрельнуть глухаря на ужин. А тут охотники со своими квотами на добычу, ограниченными сроками охоты и прочими запретами. У лесников свое отношение к животному миру. Оно не такое, как у охотников.
Специалисты негодуют: их коллеги из лесной сферы прекрасно знают, по каким законам растут елки и березы, но зачастую ничего не смыслят в законах животного мира. Например, для лесников милое дело — выдать коммерсантам разрешение на вырубку старого, спелого леса. Такие залысины на месте вековых деревьев уже появились, например, по берегам реки Серёжа в Тверской области. То, что именно в таких — зрелых, как их называют охотоведы, — лесах находятся глухариные тока, чиновникам неведомо. А схема очень простая: нет спелого леса — нет токов птице — вымирает популяция.
Минприроды неохота возиться с охотой?
В июле 2016 года на выездном заседании Госсовета в Тверской области девять губернаторов ЦФО подняли вопрос о неэффективности исполнения полномочий Минприроды в сфере охоты. Предлагали простое решение: вернуть охоту туда, откуда она по сути вышла, — в Минсельхоз. По мнению глав регионов, природоохранное ведомство не просто не справилось, а начисто провалило работу огромной отрасли.
Охотоведы напоминают, что Россия занимает первое место в мире по площади охотничьих угодий. Ведение охотничьего хозяйства осуществляют почти пять тысяч охотпользователей. Численность охотников — 4,3 млн человек. А людей, вовлеченных в охотничье хозяйство, — более 15 млн человек.
При таких масштабах да грамотном управлении деньги в казну могли бы течь рекой. Ведь отрасль имеет огромный экономический потенциал. Охотники — это покупатели транспорта, вездеходов, катеров и лодок, средств навигации и связи, палаток и кемпингов. К тому же охота способствует развитию собаководства (которое, напомним, с легкой руки депутатов чуть было не угробили), ветеринарии. Наконец, чем лучше развита отрасль, тем лучше для охотничьего туризма, как внутреннего, так и иностранного.
Кроме того, охота несет большую социальную функцию. В труднодоступных районах Сибири, Севера и Дальнего Востока это основной, а подчас и единственный источник средств к существованию.
При этом денег у государства на охоту вечно не хватает. Из бюджета на нее выделяются копейки. Да и те по остаточному принципу. Поэтому единственный способ сохранить биоразнообразие и приумножить популяцию дикого зверя и птицы — это ведение охотничьего хозяйства частными инвесторами и общественными охотпользователями. Но та политика, которую явило Минприроды, ничего, кроме недоумения, у охотпользователей не вызывает.
На сайте ведомства в открытом доступе вывешен документ «Приоритетные направления деятельности в области лесных ресурсов и охотничьего хозяйства до 2024 года». Одна из задач, как сказано в брошюре, — повышение эффективности использования охотничьих ресурсов. Звучит хорошо, однако методы вызывают у экспертов массу вопросов.
Например, чиновники планируют скорректировать сроки охоты. На практике — сократить их по ряду животных и птиц с двух-трех до одного месяца. Более того, ведомство решило с 2017 до 2024 года увеличить добычу лося с 32 до 50 тыс. особей, благородного оленя — с 6 до 10 тыс., а северного оленя — с 50 до 70. Представляют ли себе новые руководители от охоты, какая вакханалия поднимется в угодьях? Недопустимо увеличивать изъятие животных в условиях практического отсутствия государственной охраны животного мира, запредельной численности хищников (волка, шакала) и нерешенного вопроса эффективной борьбы с браконьерством.
Еще один убийственный для охотпользователей пункт программы — повышение ставок сбора за добычу охотничьих ресурсов для последующего разведения на объектах охотничьей инфраструктуры. Схема выглядит так: когда охотинвестор заводит, например, в вольере диких животных, он за них платит таксу в казну. А потом, чтобы отпустить их на волю для охоты (по закону вольерная охота запрещена, и живность надо выпустить в охотугодья), надо будет еще раз заплатить. По сути, это двойное налогообложение. Здесь сразу два вопроса: у кого из охотпользователей хватит энтузиазма заниматься разведением дорогостоящих зверей в условиях двойного налогообложения? Это предложение направлено не на стимулирование дичеразведения, а прямо наоборот.
Кроме этого специалистов вводит в ступор инициатива нового руководства объединенного департамента, согласно которой правительству предлагается реализовать принятие методики исчисления ущерба от незаконной охоты, позволяющей браконьеру уйти от уголовной ответственности. При этом, как вишенка на торте в этом же документе, который имеется в общем доступе, предлагается сажать людей за добычу волков, шакалов, лисиц и енотовидных собак без специального разрешения!
***
«В отрасли возникла необходимость принятия мер, направленных на вывод охотничьего хозяйства из глубокого кризиса. Реализация таких начинаний отвечает целям и задачам, поставленным указами президента», — пишут в письме в правительство сенаторы.
— Совсем недавно в правительстве было сказано о необходимости обратить внимание на охотничью отрасль и добиться ее развития, — говорит Владимир Лебедев.
Последние шаги Минприроды говорят о том, что министр Кобылкин забыл о принятых правительством документах и игнорирует поручения не только курирующего зампреда правительства, но и Президента России. Что это, некомпетентность новых руководителей от охоты или нечто большее? Создается впечатление, что уровень материалов, которые приносят министру на подпись, лучше всего и характеризуют упадок отрасли!