Синод Константинопольского патриархата — известный также как Вселенский — так и не издал чаемый украинскими властями томос о церковной незалежности, а лишь подтвердил уже принятое решение о начале соответствующей процедуры. Но у оппонентов Константинополя и Киева нет абсолютно никакого повода для радости. Изначально было понятно, что автокефалия — не одномоментное действие, а процесс. Препятствием для томоса является нерешенный до сих пор вопрос, кому его давать. Нет пока такой церкви. Но решение константинопольских архиереев полностью расчистило путь к ее созданию.
Они, во-первых, сняли анафему, наложенную в свое время Московским патриархатом на нынешнего главу Киевского патриархата Филарета (Денисенко) и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария (Малетича). Раскольники восстановлены в каноническом статусе и стали таким образом полноправными участниками процесса церквостроения. Во-вторых, константинопольцы отменили решение о передаче Киевской митрополии в ведение Московского патриарха, принятое Фанаром в 1686 году. То есть, по версии Константинополя, территория Украины более не является канонической территорией РПЦ.
Следующим шагом, по словам Филарета, будет объединительный архиерейский собор, в котором примут участие епископы Киевского патриархата, епископы УАПЦ, а также «архиереи Московского патриархата, которые захотят». По подсчетам самого Филарета, в единую церковь готовы перейти до двух третей епископата УПЦ МП. Но открыто о своей поддержке идеи автокефалии пока заявили лишь около 10 из 85 иерархов украинского филиала Русской православной церкви. На соборе будет учреждена новая единая украинская православная церковь — она-то и получит долгожданный томос.
Ставки в игре очень высоки: по количеству приходов УПЦ МП — это треть Русской православной церкви. Понятно, что руководство РПЦ не останется безучастным наблюдателем этих, по выражению митрополита Илариона, руководителя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, «беззаконных деяний». Линия поведения была вполне четко задана еще в заявлении синода РПЦ от 14 сентября этого года: «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского патриархата на территории Украинской православной церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом».
Тогда, напомним, «политбюро» РПЦ отреагировало на решение Фанара назначить в Киев своих экзархов, полномочных представителей. «Предупредительным выстрелом» было приостановление «молитвенного сослужения с иерархами Константинопольского патриархата». На мирян, подчеркивали тогда в Московской патриархии, ограничения не распространялись: они по-прежнему могли молиться и причащаться в храмах Вселенской церкви.
В случае же полного разрыва евхаристического общения, по идее, не допускается даже совместная молитва рядовых приверженцев разделенных церквей. Но и это, возможно, только цветочки. Все громче в РПЦ голоса тех, кто призывает пойти на куда более жесткие ответные меры. В их числе, например, голос Аркадия Малера, члена Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ — богословско-доктринального органа Священного синода. Богослов считает необходимым объявить константинопольцев еретиками и раскольниками, после чего выдвинуть ультиматум остальным поместным церквям: «Если они в назначенный срок не разорвут евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, то Московский патриархат и с ними также разрывает евхаристическое общение».
Одновременно член Синодальной комиссии предлагает начать системную работу по разложения и разрушению враждебного лагеря, привлекая на свою сторону «консервативную оппозицию» внутри Константинопольского патриархата и его «сателлитов». Дабы сии здоровые силы не остались без духовного окормления на бывшей канонической территории Фанара, там следует открывать приходы Московского патриархата. Но и этим, по мысли Малера, ограничиваться не стоит. Карфарен, сиречь Константинополь, должен быть разрушен! Нужно поставить вопрос о создании Турецкой православной церкви, которая вполне может быть поддержана наиболее адекватной частью кемалистов. Последний пункт этого масштабного плана контрнаступления посвящен «пятой колонне»: «Лишить сана всех священнослужителей, которые открыто участвуют в поддержке Фанара».
Необходимо «объявить, что бывший Константинопольский патриархат учинил раскол, вошел в общение с анафемой и сам подпал под нее, — вторит Малеру еще один член Синодальной библейско-богословской комиссии, протоиерей Андрей Новиков. — Ввиду отпадения бывшего Константинопольского патриархата от Церкви создать епархии и приходы РПЦ на территории Турции, включая Стамбул. Объявить о созыве чрезвычайного Всеправославного собора в Москве для общеправославного низложения Варфоломея и членов его синода».
Это, подчеркнем, не мысли каких-то православных маргиналов-скитников, а позиция обитателей самых верхних этажей церковной вертикали. Есть, разумеется, в РПЦ и другие голоса, хотя на фоне воинственного гула расслышать их сегодня довольно трудно. «Как сделать секту из РПЦ? — комментирует высказывания Малера и Новикова публицист и богослов протодиакон Андрей Кураев. — Для этого нужно набрать в Синодальную богословскую комиссию злых дураков». Кураев, впрочем, совсем не исключает, что дело действительно может дойти до анафематствования Константинополя: «Сама логика войны этого потребует. Потребность в максимальной демонизации оппонента».
Сам Кураев, как несложно догадаться, против «демонизации»: «Патриарх Варфоломей, несомненно, поступил не по правилам. Поверх канонов и вопреки им. Не то ударил шахматной доской по голове партнера, не то разрубил гордиев узел. Но тем самым доказал, что древнее православие все же не стало заложником своих древних перепутанных пут и способно хотя бы иногда к рискованным решениям. Долой все «субботы» и «кошеры», все обидки «дорогих коллег», если можно примирить со Христом вон тех «дальних». Как хотите, но в этом есть нечто именно евангельское».
Под «дальними» понимаются приверженцы тех версий украинского православия, которые до недавнего времени считались раскольничьими, неканоническими, — УПЦ КП и УАПЦ. За последних, безусловно, можно порадоваться. Но пока, к сожалению, очень мало поводов для радости за иных «дальних» — тех украинцев, которые намерены остаться в лоне Украинской православной церкви Московского патриархата. Вопрос, какова будет судьба относящихся к ней приходов, храмов и монастырей, остается открытым. Ответ на него во многом и определит дальнейшее развитие событий.
Читайте материал «Мысли простых украинцев про автокефалию: «Нас не касается»