Тогда я сказал, что решение патриарха Варфоломея вызовет войну за Украину между РПЦ и Константинополем (с первых же дней спикеры РПЦ стали сравнивать Варфоломея с Гитлером, а прибытие епископов-экзархов, посланников Константинополя в Украину, — с вторжением нацистов на территорию СССР).
Но это было только начало. Спикеры РПЦ и УПЦ МП, кажется, получили одну общую методичку, по которой стали «мочить» Константинополь и его «претензии» на Украину.
Началась война компроматов. То греки выкладывают расшифровку беседы от 31 августа между патриархами Кириллом и Варфоломеем, где митрополит Иларион (Алфеев) якобы заявляет, что президент Украины Петр Порошенко «подкупил Константинополь», а патриарх Варфоломей возмущается и требует доказательств, обвиняя Илариона в «хуле на Мать-Церковь». Вслед за этим пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков выступает с опровержением, говоря, что «стенограмма» — фейк, да и вообще «не по-джентльменски» выкладывать расшифровки закрытых переговоров. Хотя непонятно, при чем тут «джентльменство», если «стенограмма» — «фейк»?
Потом началась «война документов»: Константинополь публикует многостраничные «доказательства» того, что Украина всегда была канонической территорией Вселенского патриархата, а Москве, мол, дали временно попользоваться, а теперь пора и честь знать. В ответ РПЦ начинает лихорадочную публикацию своих подборок документов с доказательствами обратного, а тот же священник Волков вновь указывает, что документы Константинополя «псевдоисторичны».
На поле битвы выступили церковные историки РПЦ, которые дружно повторяют, что никаких прав у Константинополя на Украину нет, да и вообще патриархи Стамбула (Константинополя) вечно хотят стать «восточными папами», быть самыми главными в православии, а это, мол, самая натуральная ересь. Да к тому же и обнимаются с настоящими папами римскими, а еще впали в либерализм и решили разрешить вдовым священникам жениться во второй раз, чего до этого не было. Глядишь, завтра начнут геев венчать. (Притом что и патриарх Кирилл встречался с Папой Римским, а в РПЦ полным-полно второбрачных священников, только неофициально.)
Другие спикеры, включая представителей УПЦ МП, в запале заявляют, что Константинопольский патриарх, у которого паствы в Турции всего «три тысячи человек», вообще должен сначала «христианизировать Турцию» и «построить хоть собачью будку», прежде чем сметь приходить к украинским епископам, которые за годы своего служения «построили» сотни храмов и десятки монастырей. Правда, умалчивается, что паствы у Константинопольского патриарха полно по всему миру, включая главный центр монашества — Афон, и что храмы и монастыри строят все-таки не епископы лично, а священники и монашествующие вместе с мирянами и спонсорами. А то выходит как в знаменитом стихотворении: «Прошла зима, настало лето — спасибо партии за это…»
Но и это далеко не все. Начались постоянные угрозы «крови» — один за одним спикеры РПЦ и УПЦ МП говорят, что если Константинополь даст автокефалию Украине, то даст он ее раскольникам (хотя это, скорее всего, не так будет устроено), а значит, раскольники и националисты массово начнут «захватывать» храмы и монастыри УПЦ МП.
Об этом недавно заявил митрополит Владимир (Мороз), наместник Почаевской лавры, предупредив верующих, что готовится захват лавры и что скоро нужно будет приезжать и защищать монастырь.
Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) вообще публично сказал перед телекамерами, что США в секретных лабораториях на территории Украины готовят «зараженных комаров», которые, видимо, будут кусать каноничных православных, а раскольников целовать нежно в носик. Впрочем, нести бред для митрополита Павла, который уже 25 лет руководит главным монастырем УПЦ МП, — привычное дело.
Недавно прозвучала новость, распространяемая УПЦ МП, что в Ивано-Франковской области радикалы напали на храм, избили прихожан и священника и захватили храм, сменив замки. Эту новость растиражировали сотни российских и пророссийских СМИ — как светских, так и церковных. Правда, практически никто из этих СМИ не уточнил позже, что украинская полиция опровергла информацию о захвате (хотя конфликт с дракой все же был, но вот только радикалов перепутали с представителями администрации района), да и оказалось, что храм-то вообще — бывший католический костел и памятник архитектуры, и сами православные МП не хотят его отдавать католикам и не выселяются, хотя администрация поселка разорвала с общиной договор о безвозмездном пользовании более года назад.
И вот это центр истории — вокруг чего идет вся борьба за «каноничность» в Украине. Об этом прямо сказал все тот же митрополит Иларион (Алфеев), «второй человек» в РПЦ, как его некоторые называют: «Признание автокефалии на Украине лишит УПЦ прав на ее храмы и святыни».
Имущественный вопрос — главный пункт борьбы. Дело в том, что тут Россия и Украина кардинально различаются. По уставу РПЦ вся церковная недвижимость принадлежит РПЦ, то есть община в случае выхода из состава РПЦ и перехода в другую религиозную юрисдикцию лишается и храма, и всего прочего церковного имущества. Это создает систему, лишающую всех прав прихожан и поддерживающую безграничную власть Московской патриархии.
В Украине все иначе — там община может уйти из юрисдикции вместе с имуществом, если так решит община. Поэтому и идут там войны за храмы, когда деятели УПЦ КП или УПЦ МП привлекают своих сторонников (порой даже громил) и пытаются забрать храм себе. Именно это и называют в УПЦ МП и в РПЦ «гонениями» на канонических православных в Украине.
Но раньше можно было хоть сваливать на то, что храм у УПЦ МП отобрали «раскольники», а вот если патриарх Варфоломей даст автокефалию новой Украинской церкви, то она получит каноничность, признание других поместных церквей (возможно, не всех и не сразу, но все же). И это намного облегчит уход общин в Украине из УПЦ МП — отпадет страх «неканоничности».
РПЦ уверяет, что за этими действиями Константинополя стоят украинские политики и США: мол, им надо оторвать украинских православных от РПЦ и «русского мира». Но при этом сами спикеры РПЦ ведут себя как оголтелые политики, как представители имперского мировоззрения, по-прежнему считающие, что Украина — просто часть СССР/России/империи и не имеет права на самостоятельное существование как политически, так и религиозно. Чему же удивляться, если граждане Украины в своей немалой части не хотят подобного уничижительного к себе отношения и стремятся избавиться от подобной «дружбы» и «покровительства»?
Предстоятель УПЦ МП блаженнейший митрополит Онуфрий на днях в проповеди сказал: «Когда человек проводит благочестивую жизнь, кается в своих грехах, бережется от неправды, старается делать то, что Бог ему повелевает делать, любит Бога, любит ближнего, делает дела милосердия, тогда человек получает свободу от греха. А свобода от греха — это и есть «духовный томос», который Господь дает человеку как свидетельство того, что он свободен в правильном смысле этого слова».
Но эти мудрые слова не готовы услышать политиканы от религии ни с одной, ни с другой стороны. Взаимная вражда, война компроматов, угрозы, фейки, откровенная ложь, провокации — продолжаются. И обстановка только накаляется — все ждут, что уже, возможно, к середине октября патриарх Варфоломей даст томос об автокефалии Украине.
«Христос?» — спросите вы. А кого интересует Христос, когда идет война за каноны, территории, храмы и «святыни»? У них просто совсем другие святыни и ценности. Христос предлагал отдать последнюю рубашку требующему, видимо, не патриархам, не наместникам лавр, не спикерам церковных кафедр. Кого будут слушать простые верующие — Христа или пропагандистов? Каждый, думается, должен решать сам.