Вообще идея повышения возраста, с которого гражданам можно покупать алкоголь, не нова. Нынешнее антиалкогольное обострение началось 24 сентября — вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова, оценивая меры по борьбе с потреблением табака и спиртного, заявила, что «несмотря на достигнутые результаты, цифры пока нас не устраивают» и будут приниматься «какие-то дополнительные меры». В качестве одной из них она назвала увеличение возраста продажи алкоголя. «Но, может быть, не 21, может быть, 20 лет»,— сказала Голикова.
А в понедельник Вероника Скворцова сказала, что идея Голиковой - «абсолютно правильная», поскольку на молодежь алкоголь действует наиболее разрушительно.
Обе чиновницы ссылаются на мировой опыт. Хотя на самом деле стран, где алкоголь продают не с 18 лет, а людям более старшего возраста, не так уж и много.
В США продажа алкоголя запрещена лицам, не достигшим 21 года. В Канаде в семи административных единицах — с 19 лет, а в провинциях Альберта, Квебек и Манитоба — с 18 лет.
В Индии, в зависимости от штата, — от 18 до 25 лет. В Индонезии употребление алкоголя разрешено с 21 года. В Республике Корея — с 19 лет, в Японии и Парагвае — с 20 лет.
А, например, в Германии 16-летние подростки имеют право покупать пиво, вино и шампанское.
Самая пьющая страна мира в 2010–2014 годах, Литва, вводит жесткие ограничения: возраст 20 лет, полный запрет рекламы выпивки и даже понятие «время без алкоголя»: 2–3 будних дня в неделю и во все праздничные дни алкоголь продавать не будут. (Свежий рейтинг самых пьющих стран мира, по данным ВОЗ, выглядит так: Белоруссия, Украина, Эстония, Чехия, Литва, Россия, Италия, Южная Корея, Франция, Великобритания, Германия.)
Кстати, расхожее мнение о том, что запретительные меры не дают результата — мол, кому надо, все равно купит, перейдет на суррогаты и так далее — ошибочно. Да, кому очень надо — купят. А вот кому не очень надо — уже нет. Есть официальные данные Росстата. С 2005 года по настоящее время смертность от алкоголя в России снизилась примерно в 8 раз и сейчас составляет 4 смертельных случая в год на 100 тысяч жителей.
Кстати, насчет суррогатов: акцизы на спиртсодержащую бытовую продукцию были подняты как раз в 2006 году. В первой половине 2018 года от алкоголя умерло на 12% меньше россиян, чем за аналогичный период 2017 года.
Конечно, алкогольная отрасль без борьбы не сдастся. Например, законопроект о повышении до 21 года «алкогольного возраста» вносился в Госдуму в 2015 году. Но правительство направило на него отрицательное заключение. Мол, в соответствии с Конституцией граждане России по достижении 18 лет могут в полном объеме самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, а также нести юридическую ответственность за свои поступки.
Здесь действительно есть некоторая неувязочка. То есть жениться и заводить детей можно. Влезть в долги по кредитам — пожалуйста. Пойти в армию, взять в руки оружие и при необходимости погибнуть за Родину — это тебе доверяют. А собственное здоровье — не доверяют, сопьешься. Но с другой стороны — новые семьи, защитники страны и даже закредитованные люди приносят пользу, а умерший от алкоголя человек — совсем нет. Кстати, в «цитадели демократии», США, в армию можно даже не с 18, а с 17 лет пойти при согласии родителей.
Скворцова, кстати, предложила и еще одну антиалкогольную меру — продавцы алкоголя должны иметь возможность отказать в продаже спиртных напитков нетрезвому посетителю. Логика, конечно, есть. Но на практике... В голову приходят только кассовые аппараты, оборудованные алкотестерами. Дунул пьяный покупатель в трубку — касса блокируется. То есть вечером в пятницу будут заблокированы все кассы во всех супермаркетах.
Фактически в пику Минздраву другое министерство подготовило законопроект, чтобы снять запрет на продажу пива и прочей слабоалкогольной продукции в алюминиевых банках по ночам, а также «в нестационарных торговых объектах» — проще говоря, ларьках. А то без этого попавшая под санкции алюминиевая промышленность загибается. Не знаю, что там с алюминиевой промышленностью, но вот, по данным правоохранителей, после запрета на ночную продажу спиртного уровень преступности в Москве снизился на 23%.
А по данным ВЦИОМ, на прошлый Новый год за повышение в стране минимального возраста покупателей спиртного высказывалось подавляющее большинство граждан — 77%.
Кстати, те, кого коснется возможный запрет, еще не родились, когда в моей стране запретили продавать алкоголь гражданам моложе 21 года. Это было Постановление Совета министров СССР №410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» от 7 мая 1985 года. Но потом СССР кончился, зато начался спирт «Рояль» и водка «Распутин»... До сих пор расхлебываем.
Мнение практика
Марина, 19 лет, продавец-кассир продуктовой сети: «В первую очередь нужно не поднимать возраст продажи алкоголя, а бороться с нелегальными точками, где до сих пор продают спиртное несовершеннолетним. Я живу в районе Выхино, и у нас таких лавочек, которые в том числе открыты и по ночам, хватает. Трудные подростки из нашей школы затаривались там еще лет с 14, и продолжат это делать.
То есть если возраст продажи алкоголя поднять до 21 года, то клиентов у магазинов-нарушителей только прибавится, а в них ведь могут продавать и поддельный некачественный алкоголь.
Кроме того, от увеличения возраста продажи алкоголя станет хуже продавцам магазинов, соблюдающих закон. Уже сейчас мне приходится просить паспорт и у 40-летних граждан, которые молодо выглядят. Полиция постоянно устраивает рейды, причем на контрольную закупку к нам запускают подростков, выглядящих далеко не юными, их часто даже специально гримируют, в том числе делают искусственную седину. В случае принятия нового закона продавцам станет еще сложнее».
Николай Липатов, врач-нарколог: «С медицинской точки зрения повышение возраста продажи алкоголя абсолютно оправданно. Рост и развитие человеческого организма продолжается до 25–27 лет, алкоголь сильно тормозит это развитие. То есть, по сути, чем позже человек начинает употреблять спиртное, тем меньше вреда он наносит своему здоровью. К тому же люди в молодом возрасте могут выпить значительно больше спиртного, чем большинство 30‑летних и 40‑летних граждан. Кроме того, молодые чаще потребляют дешевое, не очень качественное спиртное по экономическим причинам, на дорогие напитки они еще просто-напросто не заработали. Другой вопрос, как власти в реальности будут контролировать этот запрет. Мне не раз приходилось выводить из запоя 14–16‑летних подростков, достают же они где-то алкоголь, несмотря на ограничения. У многих пьющих молодых людей — такие же пьющие родители, которые без всяких разговоров окажут им помощь в покупке спиртного. Кроме того, опасность еще и в том, что в случае запрета на покупку алкоголя часть уже зависимых молодых людей перейдет на легкие наркотики, которые приобрести без всякого паспорта в нашей стране очень просто».
Надежда Зеленова, врач-терапевт: «Безусловно, любая кампания по борьбе с алкоголем, табаком или наркотиками имеет достаточно отсроченный положительный эффект. Дело в том, что родители современных детей сами были подростками в 90‑е годы. В то время алкоголизация была колоссальной, а спиртное продавалось кому угодно совершенно свободно. Неудивительно, что многие граждане начинали злоупотреблять спиртным задолго до рождения собственных детей. Все это не могло не повлиять как на здоровье нынешнего поколения школьников, так и на их гипотетическую склонность к алкоголизму. Ведь не секрет, что у детей пьющих родителей шанс начать пить намного больше. Так что чем позже человек начинает пить, тем больше шансов, что у него родятся здоровые дети, это одинаково касается и женщин, и мужчин. Поэтому, если в течение долгих лет помимо запретительных мер власти будут принимать и другие шаги по профилактике алкоголизма и наркомании и пропаганде здорового образа жизни, эффект обязательно будет».
Читайте материал «52-летняя старуха": Доренко оскорбил Голикову из-за алкоголя»