Сегодня каждый третий школьник России пользуется услугами репетитора. Чаще всего преподавателей нанимают для подготовки ребенка по английскому, математике и русскому языку, одни из самых высоких расценок традиционно выставляют репетиторы, занимающиеся подготовкой детей к поступлению в престижные школы.
— Мы с мужем хотим, чтобы у нашей дочери было нормальное будущее и ей не пришлось, как нам, работать с утра до вечера на двух работах не по специальности, — объясняет Марина из Ясенева. — Как ни крути, более-менее нормальное образование сейчас можно получить далеко не в каждой школе. Дело даже не всегда в том, что в обычных заведениях нет хороших педагогов, — проблема в том, что после 4-го класса 20–30% самых сильных учеников уходят в престижные школы, именно из-за этого общий уровень обычных школ сильно падает. В этом году дочка перешла в последний класс начальной школы, поэтому мы всерьез задумались о поступлении в 5-й класс одной из сильных математических школ округа. Поступать мы будем одновременно в несколько школ, так шансы попасть хоть в одну выше.
Несмотря на то что дочка Марины учится лучше всех в своем классе, без специальной подготовки преодолеть колоссальный конкурс в топовую школу шансов у нее немного. В связи с этим родители отдали ребенка на специальные курсы подготовки по русскому и математике стоимостью 40 тысяч в год. Кроме того, ребенку наняли репетитора по математике, который специально готовит детей для поступления в данные школы. Одно занятие с педагогом длительностью полтора часа обойдется семье в 4 тысячи «деревянных». Для поступления английский девочке сдавать не нужно, но в ее школе язык преподают средне, а запускать иностранный родителям не хочется. А значит, еще 3 тысячи рублей за два урока в неделю уйдет в карман преподавателя английского. В итоге за дополнительную подготовку 4-классницы семье каждый месяц придется выкладывать по 28 тысяч рублей.
— К сожалению, все это абсолютно не гарантирует, что дочка поступит, — объясняет Марина. — Практически полная гарантия есть только у детей-гениев и родителей, которые могут оплатить услуги репетиторов из самих топовых школ. Но стоимость их занятий доходит до 7–9 тысяч за индивидуальный урок и до 5 тысяч за урок в группе из 3–4 человек. Это нам не по карману. А в целом, насколько мне известно, заниматься с репетиторами для поступления в разные именитые школы столицы из нашего класса будет не меньше трети детей. Учитывая опыт наших знакомых, сын которых уже учится в одной из сильных математических школ, репетиторов нам придется держать и после поступления, чтобы сразу не скатиться в престижной школе на «тройки».
Большинство топовых школ разных городов России, в которые в последние годы стремятся отдать детей родители, считались сильными еще с советских времен. Единицам учебных заведений удалось из середнячков пробиться в верхние строчки рейтинга Минобразования в последние 10 лет. К чему может привести данная ситуация в будущем и можно ли сократить расслоение между средними учебными заведениями страны, на условиях анонимности нам рассказал директор одного из лучших лицеев России:
— В данный момент ситуацию еще не стоит считать катастрофической, скорее истерика нагнетается самими родителями. Другое дело, что в данный момент в школу идут дети, рожденные в период бума рождаемости 2007–2014 годов. В связи с увеличением детей резко возросла и конкуренция за места в престижных школах. Если еще пять лет назад конкурс в 4-й класс моей школы составлял 5–6 человек на место, сейчас он перевалил за 20. Кроме того, раньше в сильные школы поступали действительно талантливые и способные ребята. Сейчас же многое зависит от толщины кошелька, состоятельные родители имеют гораздо больше возможностей подготовить ребенка к поступлению, но впоследствии нормально учиться без дополнительных занятий дети не могут. Расслоение между престижными школами и обычными при нынешней политике Минобра будет продолжать увеличиваться. Большинство средств в виде грантов получают топовые школы, в которых высокие результаты ЕГЭ и много победителей олимпиад. Естественно, в школах, куда стремятся попасть самые сильные ученики, этот результат будет заведомо лучше. При этом неплохим, но не столь популярным школам элементарно не хватает средств на развитие и привлечение хороших учителей, грантов у них нет, сильные ученики уходят в другие заведения, а ставку подушевого финансирования, несмотря на инфляцию, не поднимали уже несколько лет.