Шестеро детей мал мала меньше — от 4 до 15. Без российских документов, статуса проживания, надежды на будущее. Алина, Анастасия, Виктория, Сергей, Даниил и самая маленькая Мария. А также папа Андрей и мама Оля.
В Гагаринский район Смоленской области семья переехала не из воюющих регионов, а из Днепропетровска. «Потому что стало невозможно жить, средств к существованию не было, и хотя в АТО не берут многодетных отцов, мало ли что — загребут Андрея в армию, на нас не посмотрят, всякое ведь бывает», — рассказывала мать семейства Ольга.
Однако в России переселенцев ждало лишь разочарование. Родители с шестью детьми оказались никому не нужны.
Снимали развалюху. Ольгу с трудом устроили в магазин продавщицей. С собой на работу она брала четырехлетнюю Машу. Строитель Андрей шабашил по окрестным деревням.
Взрослые бы прокормились, но самое главное — дети. Девчонки подрастали, им нужно было получать паспорта — а на каком основании? Они ведь по закону не граждане нашей страны.
Учились по просроченным свидетельствам о рождении. Самая старшая девочка, Алина, поступила в город в колледж, но не получала стипендии.
А что же местные власти? Они, как обычно, никому не должны. Глава сельсовета Александр Сергеевич Павлов, когда я ему позвонила, швырнул трубку и попросил его больше не беспокоить.
После публикации в «МК» ситуация кардинальным образом изменилась. Титаническими усилиями, но все же удалось выбить семье дом. Но на балансе этот дом нигде не числится, так что его пока нельзя не то что оформить в собственность, но даже передать по договору социального найма. «Конечно, мы немного расстроились.Огород зарос бурьяном, само жилище упирается в железную дорогу. Хуже всего то, что туда не подведено электричество, а без него жить нельзя, особенно сейчас, когда наступают холода и темнеет рано», — горюет мать семейства Ольга. Кстати, газа в доме нет тоже.
То есть вроде бы и помогли чиновники людям, но помощь эта буквально — «на, отвали». Неужели не пустуют в российских деревеньках добротные дома, которые никому не нужны и с хозяевами которых, если те имеются, можно будет договориться?
После выяснения всех обстоятельств между волонтерами, приехавшими к Максимчукам аж из Москвы, и руководителем Серго-Ивановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области Павловым — тем самым, который не стал разговаривать с «МК», — состоялся еще один телефонный разговор, в результате которого глава высказал следующее (цитирование дословное): «Хочу сказать следующее: мне плевать на семью Максимчук. Я их здесь не ждал и сюда не звал. У меня для них жилья нет. На слова же политиков, которые говорили о помощи вынужденным переселенцам с Украины, хочу ответить, что если они так говорили, то пусть сами семье Максимчук и помогают».
А вот от кого действительно пришла реальная и неоценимая поддержка, так это от Управления МВД по вопросам миграции по Смоленской области (г. Гагарин). Здесь несколько дней назад Андрей Максимчук ввиду особых обстоятельств оформил вид на жительство, а его жена и дочка Вика — разрешение на временное проживание. То есть самые главные бумаги. «Теперь муж может подать на российское гражданство, получить документы на младших после этого станет уже гораздо легче, так как они будут детьми гражданина РФ. Спасибо всем неравнодушным, кто отозвался на нашу беду, понял наше безвыходное положение и помог, ничего не прося взамен», — благодарит Ольга Максимчук.
Когда статья уже готовилась в печать, от Ольги пришло последнее сообщение: «Ура! Документы на гражданство приняли. Папа и пятеро детей вместе с ним. Ждем смс на присягу РФ».