Школьных учебников в новом учебном году станет у нас заметно меньше: Федеральный перечень тех из них, что официально рекомендованы государством для преподавания в школе, по итогам ранее проведенной повторной экспертизы сократился на треть. Другим весомым вкладом в создание столь любимого ею «единого образовательного пространства» станет принятие до конца осени еще семи концепций по основным школьным предметам. Таким образом, базовое содержание образования станет единым для всех 15,6 млн школьников нашей страны.
Единым для всех (причем, как оказалось, еще с 2015 года) является и другое правило: не только учебники из Федерального перечня, но и рабочие тетради школьников покупаются не за родительские деньги, а школой. «Тем не менее, я постоянно о них почему-то слышу», - призналась Васильева. И это не удивительно: школы до сих пор так и норовят переложить эти траты на родителей.
Переход школы на электронные средства обучения в нашей стране будет дозированным. Министр очень заинтересовалась выводом международных экспертов, что работа ребенка на компьютере дважды в неделю приносит гораздо больше пользы, чем постоянная. И уже инициировала масштабное исследование вопроса, сколько времени ребенок может проводить за электронными гаджетами. Что же касается опыта Франции, введшей тотальный запрет на использование в школах личных мобильных устройств, то «многие наши школы, - по ее словам, - уже пошли по этому пути, и учащиеся там оставляют свои мобильные телефоны в специальных ящичках при входе. Мы будем это поощрять. И, думаю, рано или поздно пойдем по тому же пути, что наши французские коллеги».
Кроме того, ученым предстоит выяснить, что мешает качественному усвоению учебного материала. И одна из причин, похоже, уже названа - широко распространенная среди наших школьников функциональная неграмотность (это когда текст прочитать человек может, но смысла прочитанного не понимает). Этой бедой, по некоторым оценкам, поражен каждый четвертый российской учащийся. И с этим надо что-то срочно делать. Пройдет в новом учебном году и дискуссия о том, нужны ли в школе оценки (руководство образованием допускает, что в младших классах классах, возможно, и не очень, но в старших нужны наверняка).
Вводить ЕГЭ в колледжах и техникумах, чего сейчас так боятся учащиеся системы среднего профессионального образования и их родители, министерство как не собиралось, так и не собирается. Но обычных выпускных экзаменов, равно как и вступительных в вузы для этой категории учащихся никто не отменял.
Лишь один родительский вопрос неожиданно рассердил министра всерьез: не мешает ли переполненность классов выявлению талантливых детей, а потому, не стоит ли законодательно ограничить нормативы наполняемости — спросила чья-то мама.
- Число сидящих за партами в классе никогда и нигде не влияет на выявление талантов!- повысила голос глава Минпросвета.- Этот вопрос явно вытекает из посыла, что образование является услугой!