Комментирует руководитель банковской секции Финпотребсоюза Михаил БЕЛЯЕВ: «К сожалению, в данном случае клиентка не сможет никак доказать, что ветхую банкноту ей дали именно в этом банке. Правовых оснований у нее нет, так как номера купюр при выдаче наличных со вклада не переписываются. Сотрудники банка имеют полное право заявить, что клиентка сама испортила банкноту. Например, случайно постирала ее с джинсами или пролила на нее чай. Другое дело, что они должны были все равно принять такие деньги. Эта обязанность банка прописана в указании ЦБ. В нем сказано, что коммерческие банки не имеют права отказывать гражданам в приеме ветхих купюр. Они обязаны были ее забрать и потом направить в Банк России для утилизации. Вычитать какие-либо проценты из номинала купюры банк, видимо, решил на основании своих внутренних правил. Такая позиция в указаниях ЦБ не прописана. Чтобы в будущем избежать проблем с клерками, клиент должен знать признаки ветхой банкноты. Они также четко прописаны в указании Центробанка №2405‑У. Это один и более разрывов края, причем длина каждого разрыва составляет не менее 7 мм, проколы диаметром от 4 мм. Также изношенной признается купюра, у которой нет угла. Причем площадь оторванного края должна быть минимум 32 квадратных миллиметра. Кроме того, ветхой является банкнота с посторонними надписями из двух и более букв, рисунками, оттисками штампов и пятнами. Частичная потеря цвета и сильные потертости — еще один признак ветхости. Наконец, под это понятие попадают рваные деньги, заклеенные скотчем».
КАКИМ «ГОЛОСОМ» ДОЛЖНА ГУДЕТЬ ЭЛЕКТРИЧКА
Давно заметил, что пригородные поезда «звучат» по-разному. Кто-то гудит высоким «голосом», а кто-то натуральным басом! Хотелось бы узнать, от чего зависит «тембр» звуковых сигналов составов и их продолжительность? Есть ли у машинистов разнарядка, когда включать сигнал на полную мощность, а когда можно продудеть деликатно?
Иван Ф., Электросталь.
«Существует два основных типа звуковых сигналов по громкости и тональности, — комментируют «МК» в ОАО «РЖД». — Тихий свисток используется в основном на станциях. Он позволяет подавать несколько прерывистых сигналов, имеющих определенное значение для работников ж/д транспорта. Также существует громкий тифон — используется он в основном на перегонах для предупреждения о движении поезда. Свисток и тифон работают по принципу музыкальной трубы и приводятся в действие сжатым воздухом, который нагнетается компрессором. Таким образом, звук направлен от кабины, поэтому внутри он слышится приглушенным, слух машиниста не страдает. К слову, в разных типах подвижного состава могут быть разные способы подачи сигнала — педали или кнопки. Устройства проверяют перед каждой отправкой в рейс, этого требуют правила безопасности. Что касается количества звуковых сигналов, это зависит от разных условий. К примеру, оповестительный сигнал — один длинный свисток — подается при приближении поезда к станциям, остановочным пунктам, кривым участкам пути, тоннелям, железнодорожным переездам; также при приближении поезда к месту работ и при приближении к находящимся на железнодорожном пути людям. При тумане, метели и других неблагоприятных условиях, понижающих видимость, сигнал повторяется несколько раз. При встрече поездов на перегонах двухпутных участков подаются оповестительные сигналы одним длинным свистком: первый сигнал — при приближении к встречному поезду, второй — при подходе к хвостовой части встречного поезда. На железнодорожных станциях и перегонах, расположенных в черте крупных городов и населенных пунктов, курортных районов, подача звуковых сигналов производится свистком малой громкости. Правда, есть и исключения — к примеру, это угроза наезда на людей или препятствие».
ПОЧЕРК ЧЕЛОВЕКА СТАРЕЕТ ВМЕСТЕ С НИМ?
Недавно нашла старую сберегательную книжку, на которой была небольшая сумма денег. Пошла в банк, а мне наличность сразу не выдали, так как кассир не могла определить подлинность моей подписи. Сказала, что старый автограф и нынешний сильно отличаются. Скажите, а действительно ли подпись и даже почерк со временем могут измениться до неузнаваемости?
С уважением, Елена Мирошниченко, 71 год, город Саранск.
Отвечает старший психолог ОМОН на транспорте ГУ Росгвардии по городу Москве майор полиции Татьяна ГУДЕЛОВА: «Почерк человека — это не просто буквы на бумаге, он отражает нашу личность, наши врожденные и приобретенные характеристики. В таких показателях, как нажим, характер чередования напряжения и расслабления, динамика, отражаются глубинная мотивация, темперамент, эмоциональность, особенности мышления, психотип — вот эти показатели практически не меняются. А более поверхностные признаки — размер, округлость, наклон букв, направление строк, стиль написания букв, ширина, в которых кроются социальные характеристики, установки, ценности, интеллектуальное развитие, легко могут меняться с течением времени и даже от настроения. Мы взрослеем, умнеем, набираемся опыта. В нашей жизни происходят события, которые отражаются на нашей личности. То есть мы меняемся, соответственно, изменяется и наш почерк. При этом глубина нашей личности остается прежней. Собственно, почерковедческая экспертиза как раз проводится, опираясь на глубинные показатели почерка, которые в отличие от наклона, размера букв подделать невозможно, как невозможно «подделать» биение сердца».