За чей счет их будут приобретать в новом учебном году, как усовершенствовать их содержание и будут ли вообще существовать бумажные рабочие тетради в эпоху цифрового образования?
Согласно исследованию, наиболее популярными среди респондентов оказались рабочие тетради по математике (ими пользуются 72% детей), русскому языку (67%) и окружающему миру (65%). Приобретение пособий в подавляющем большинстве ложится на плечи родителей — в 80% их закупала семья ученика, еще 14% получают дотации от школы. Родители школьников отметили, что рабочие тетради — это большая помощь в учебе, это удобно и наглядно, кроме того, в них можно почерпнуть дополнительную информацию.
Однако, несмотря на привлекательность такого рода пособий, многие родители, особенно в регионах, заявили, что у них просто нет денег на то, чтобы приобретать рабочие тетради для своих детей. После жалоб родителей на поборы, когда их вынуждали покупать рабочие тетради самостоятельно, Министерство образования разъяснило, что всю обязательную литературу должна закупать школа, а дополнительную родители могут приобретать добровольно. Тогда в условиях нехватки финансирования рабочие тетради в некоторых регионах вообще решили запретить — от греха подальше.
— Каждый субъект Российской Федерации, каждый регион решает сам, выделять ли деньги на эти пособия или нет, — говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Когда платят родители, то рано или поздно в обществе поднимается тема поборов. Другая проблема состоит в том, что если в одном классе родители приняли решение купить детям рабочие тетради, а в другом — нет, то складывается ощущение неравной доступности образования. Педагогам нужно оставить свободу выбора, работать по этим пособиям или нет, но в то же время было бы лучше, если бы вопрос финансирования рабочих тетрадей решался на законодательном уровне.
— Учебники нуждаются в таком «шлейфе», как рабочая тетрадь. И когда мне говорят, что они не нужны и все материалы сейчас переходят в цифровой вид, я с этим не согласен, — говорит и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО Виктор Дронов. — Когда ребенок пользуется только цифровыми носителями, то меняются его психофизиологические процессы. На детях ставить эксперименты нельзя. Психологи говорят, что при использовании в учебе только цифровых носителей острота восприятия материала снижается на 30%. Поэтому преждевременно говорить о полной замене бумажных рабочих тетрадей на их цифровой вариант.
— Мы проводили свое исследование, и оно показало, что результаты экзаменов детей, которые пользуются рабочими тетрадями по истории, обществознанию и географии, выросли на 25%, — рассказал академический руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель для России» Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров. — Но как практикующий педагог я хочу отметить, что рабочая тетрадь больше ориентирована на задания ЕГЭ. Я считаю, что нужно еще работать над качеством материалов рабочих тетрадей. Хороший учитель пользуется на уроках не только учебником и тетрадкой, но и всем комплексом учебных материалов, которые только есть по данной программе.
Сторонники отмены бумажных рабочих тетрадей привели свои доводы:
— Рабочие тетради не нужны, — считает директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов. — Родители всегда пугаются тех инноваций, которых не было в их детстве. Мы не видим прямой связи между использованием рабочих тетрадей и результатами обучения детей. Проблем с финансированием рабочих тетрадей в Москве нет. Но мы всегда думаем, как нам более эффективно использовать деньги, выделенные городом. Еще один важный момент: это неудобно, когда средств обучения слишком много. Если ребенок, например, уже пользуется электронными носителями в учебе, то какой смысл забирать у него удобный ему планшет и менять его на рабочую тетрадь? Мы планируем постепенно отходить от практики работы в рабочих тетрадях и пользоваться интерактивными продуктами. Наша школа в этом году не будет их закупать, а родители могут сделать это на свое усмотрение. Но никаких требований заниматься по ним мы не предъявляем.