МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Презерватив западных ценностей: в Удмуртии правозащитников оштрафовали по смехотворному обвинению

Дело против организации «Человек и Закон» инициировал сотрудник УФСБ

В России на 300 тысяч рублей оштрафован «иностранный агент». И случилось это не в Москве, где, как известно, на улицах раздают госдеповское печенье, а в Удмуртии. Впервые поводом для привлечения к ответственности стало отсутствие предписанной законом маркировки «иноагент» на странице организации в фэйсбуке. Штрафы за отсутствие маркировки, запреты на посещение школ и вражеские презервативы - как в России реализуется закон об иноагентах?

Фото: Наталия Губернаторова

Суд признал, что организация нарушила требование закона об «иноагентах» (ч.2 ст.19.34 КоАП РФ), согласно которому все ее публичные упоминания должны содержать информацию о том, что она является иноагентом. Это первое дело, когда российские суды назначают штраф за отсутствие маркировки в фейсбуке.

Закон о некоммерческих организациях - иностранных агентах - был принят в 2012 году и коснулся НКО, финансируемых из-за рубежа. Вообще-то речь должна была идти только о политических структурах, но в российской правоприменительной практике что-то пошло не так. Иноагентами пытались, например, признать организацию «Помощи больным муковисцидозом» и ассоциацию по охране редких видов журавлей. Но их удалось «отбить» благодаря общественному резонансу. Однако под раздачу статуса иноагента все же попали структуры, занимающиеся проблемами здравоохранения.

Так, месяц назад областной суд Саратова отклонил жалобу Саратовской региональной общественной организации инвалидов, больных сахарным диабетом, и ее бывшего руководителя Екатерины Рогаткиной, которых оштрафовали за ведение деятельности "иностранного агента».

Какое отношение диабет имеет к политике, спросите вы? Все просто, прокуратура усмотрела в работе общественников признаки политической деятельности, отнеся к таковой критику ими качества российского инсулина.

Интересно, что поводом для проверки общественной организации стал донос студента-медика, возглавляющего студенческий штаб поддержки Владимира Путина на президентских выборах. По его словам, он читал в интернете, что организация якобы существует на деньги иностранных компаний.

«За годы существования закона об «иноагентах» около четверти внесенных в реестр организаций самоликвидировались. Кто-то не захотел существовать с «клеймом», другие не потянули усиленных проверок, перекрытия части каналов финансирования и изоляции, - пояснил Алексей Салдин, юрист, специализирующийся на работе с НКО. - Многие могут представить себе, что такое предвзятые налоговые проверки в России. Не говоря о том, что организация может не иметь дохода, а аудит будет стоить до 150 тысяч рублей».

Причины внесения в реестр - самые разнообразные. Так, одна из организаций по борьбе с ВИЧ была признана иноагентом, поскольку «занималась распространением презервативов, что является пропагандой западных ценностей», - это цитата из официальной экспертизы, признанной судом.

«Нам запретили читать в школах лекции, проводить семинары, раздавать информационные брошюры, - рассказывает Михаил Лисин, основатель уже несуществующей экологической организации. - Поскольку у нас в первую очередь просветительская организация, мы работали в трудных, проблемных регионах, в изоляции нам просто не было смысла больше существовать. Я знаю, что по аналогичным причинам ликвидировались и многие другие экологические НКО».

До принятия закона об НКО, организация «Человек и Закон» была в Удмуртии на хорошем счету. Так, еще в ноябре 2012 года, правозащитники от туда читали лекцию для местных ФСИНовцев о защите прав заключенных в местах лишения свободы.

«Хочется отметить, что УФСИН России по Удмуртской республике оказалось очень открытым, в частности для правозащитников, и у руководства ведомства есть понимание необходимости проведения просветительской работы с личным составом». — заявила после семинара руководитель «Человека и Закона» в республике Ирина Протасова.

Интересен механизм возбуждения дела против «Человека и Закона». По словам членов организации, в заявлении, поданном против них в прокуратуру фигурирует некий особо бдительный сотрудник УФСБ, который выступает на стороне обвинения. Дело в том, что маркировка «иноагент» была на их странице с 2016 года. Но на время исчезла из-за обновления соцсети. Когда администраторы страницы это обнаружили, то вернули маркировку. Но ее отсутствие успел заметить, видимо, сверхбдительный сотрудник УФСБ.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах