Вначале о сентябрьской волне пересдач ЕГЭ. Согласно единому расписанию ЕГЭ, экзамены в сентябрьские сроки будут проведены так:
4 сентября — русский язык;
7 сентября — математика базового уровня;
15 сентября — русский язык и математика базового уровня.
Принять участие в ЕГЭ в сентябре имеют право обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию после 11-го класса либо получившие неудовлетворительный результат по одному или обоим обязательным предметам.
Заявления подаются в места регистрации, определяемые региональными органами управления образованием. Однако следует иметь в виду: выпускники прошлых лет и выпускники, получившие аттестат о среднем общем образовании в 2018 году и желающие улучшить полученные ранее удовлетворительные результаты, к участию в ЕГЭ в сентябрьские сроки не допускаются. Сентябрьская волна введена лишь для тех, кто из-за неудов по обязательным предметам не смог получить аттестат летом текущего года.
Другое дело ЕГЭ по выбору, формально необходимые для поступления в вуз. Их можно пересдавать лишь на будущий год летом. Однако на практике, как недавно подсчитали исследователи ВШЭ, каждый десятый сегодняшний российский первокурсник… ухитряется обойти эти вступительные испытания вовсе.
Дело в том, что «способ поступления в вуз без ЕГЭ после получения среднего профессионального образования — это потенциальная возможность социального лифта для детей из наиболее уязвимых социальных групп, — разъясняют исследователи. — Однако этим же способом пользуются и дети из семей с высоким образовательным уровнем. Для них это возможность обойти ЕГЭ и без риска поступить в вуз».
В целом на пути в профессию исследователи выделяют три трека. «Академический»: поступление в вуз после 11-го класса через ЕГЭ. «Профессиональный»: получение среднего специального образования и поступление в вуз по окончании колледжа или техникума на основании соглашения или через систему внутреннего экзамена — так называемый «гибридный» трек. При этом возможность попасть в вуз без ЕГЭ, через учреждения СПО, сегодня использует каждый десятый молодой человек.
— Этот трек создавался государством для борьбы с образовательным неравенством, чтобы поддержать детей из малообразованных семей. Однако мы наблюдаем его трансформацию в инструмент продуманной стратегии «привилегированных» семей. Опыт образовательных реформ во всем мире показывает, что, каковы бы ни были точечные средства поддержки отстающих, ими почти наверняка начнут пользоваться те, кто не входит в данную социальную группу, — обрисовал общую ситуацию научный руководитель Института образования НИУ «ВШЭ» Исаак Фрумин.
Действительно, по данным исследователей, «40% тех, кто пользуется этим способом сегодня, не относятся к незащищенным слоям населения. Он стал популярен в более статусных семьях, которые сталкиваются с низкой успеваемостью детей в школах. Эти семьи выбирают низкорисковую стратегию по принципу «высшее образование любой ценой».
Директор Центра культуросоциологии и антропологии образования Института образования Дмитрий Куракин уточнил:
— Примечательно, что речь идет именно об уровне образования семей, а не о материальном достатке. Эти переменные коррелируют друг с другом, однако в нашем исследовании мы увидели, что как стратегию этот путь выбирают именно образованные семьи.