МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В деле кровавой банды Гагиева всплыло имя экс-министра Юсуфова

Загадка обанкроченных верфей

Ровно месяц прошел с тех пор, как лидер уникальной преступной группировки (подобной не было за всю историю России, и мы первыми написали об этом) Аслан Гагиев по кличке Джако был экстрадирован из Австрии в Москву. Гагиеву за это время было предъявлено обвинение сразу по четырем статьям: «Организация преступного сообщества», «Бандитизм», «Убийство» и «Незаконный оборот оружия». Перед тем как отправить Гагиева в тюрьму для «смертников», следствию и суду предстоит выяснить не только детали многочисленных жестоких убийств, но и связи с российскими чиновниками, политиками, бизнесменами и правоохранителями.

Аслан Гагиев. Фото: vladtime.ru.

И здесь уже всплыли многим известные имена, в том числе депутата Вороненкова (был застрелен в Киеве) и экс-министра Юсуфова. Каких шокирующих признаний можно ждать от Гагиева?

Лицо будто высечено из камня. Жесткие линии, тупой подбородок. Аслан Гагиев, обвиняемый почти в 60 убийствах, даже среди самых опасных преступников стоит особняком. «Плохо спится с недавних пор. Это потому что теперь за стенкой сидит Гагиев, киллер номер 1», — говорит правозащитникам один из обитателей «Лефортово».

За стенкой и правда Гагиев. Встает с нар — и, кажется, вырастает как глыба, нависая над всей камерой. Смотрит в пол, молчит. Его сокамерник что-то бормочет, а Гагиев на вопрос об условиях содержания, о том, как тут вообще, бросает: «Как в тюрьме».

Только ли с правозащитниками он неразговорчив? Источник в следствии уверяет, что пока Гагиев отказывается признаваться в убийствах, настаивает на невиновности. Но это, скорее всего, дело времени. Ему грозит пожизненный срок, а такие сидельцы обычно рано или поздно начинают говорить, чтобы хоть как-то облегчить свою жизнь за решеткой.

Впрочем, Гагиев и сейчас готов давать показания, из которых следует, что он — добропорядочный бизнесмен и политик и пострадал именно за это. Он уже рассказывал такую версию в Земельном суде по уголовным делам Вены.

Передо мной — протокол допроса Аслана Гагиева от 7 июля 2015 года. На десятке листов, кажется, вся жизнь Джако с момента рождения в Грузии. Он рассказывает, как переехал в Россию, когда ему было 17 лет, как изучал ядерную физику в Горно-строительном университете в Москве, затем работал в столичном правительстве, где обрастал связями.

Отдельная глава — про трагические бесланские события, которая по задумке Гагиева должна была впечатлить венских судей. Аслан рассказывает, как выносил из захваченной террористами школы детей, как те цеплялись за тела мертвых матерей… Правда, не уточняет, что он сам делал там с автоматом.

В протоколе допроса есть много довольно шокирующих заявлений. Вот одно из них: «Мой бизнес оценивался в 3 миллиарда долларов, и у меня его забрали. Это был бывший министр энергетики страны… Мой партнер был убит».

Гагиев имеет в виду Игоря Юсуфова (экс-министр энергетики) и Андрея Бурлакова (партнер). Журналист Максим Гладкий был свидетелем того, как киллеры расстреляли партнера Гагиева по покупке немецких верфей — Андрея Бурлакова. Дело было в 2011 году, и Максим уже много раз рассказывал эту историю следствию. Но сейчас самое время напомнить.

Итак, он пришел в ресторан на встречу с предпринимателем Андреем Бурлаковым и его гражданской супругой Анной Эткиной. Сидели за столиком, записывали интервью, в котором Бурлаков хотел разоблачить махинации семьи Юсуфовых.

Самого его и Эткину в свое время обвинили в хищении почти двух миллиардов рублей, выделенных государством на развитие авиации. Эти сумасшедшие деньги он, по версии следствия, частично потратил на покупку верфей, судостроительную компанию Wadan Yards в Германии. Бурлаков вынужден был, с одной стороны, взять для сделки у Юсуфова почти 200 миллионов долларов, с другой — привлечь к ней Гагиева. А сам Гагиев к тому времени поменял документы и представлялся Морозовым. Так вот Гагиев-Морозов и стал совладельцем верфей Wadan Yards.

Игорь Юсуфов. Фото: gazprom.ru.

- Схема покупки верфей вообще была крайне запутанной, через множество офшорных компаний, но в ключевой фирме Морозову принадлежал процентный пакет, — поясняет Гладкий. — Но потом верфи были обанкрочены и перепроданы. Бурлаков и Гагиев вроде как остались ни с чем. Вот Бурлаков и собирался рассказать, кто в действительности стоит за покупкой верфей. Но не успел.

Киллер выстрелил ему в лоб. Эткину он ранил в челюсть, женщину удалось спасти. Я чудом уклонился от пули. Версий, кто заказчик, — две. По одной из них, это экс-депутат Госдумы Вороненков, который был должен Бурлакову 5 миллионов (а нанять киллера тогда можно было всего за 20 тысяч долларов, то есть явно дешевле, чем выплачивать долг). Вторая — связана с именем Юсуфова. Вроде как в конфликте между Бурлаковым и Юсуфовым Гагиев был на стороне последнего. И киллер — человек Гагиева. Я обращался к Юсуфову за комментарием после «расстрельных событий». Он письменно ответил, что Гагиева не знает и никогда не видел в глаза. А в сделке по приобретению верфей участия не принимал… Но Гагиев тогда, напомню, был Морозовым.

В этой истории сразу и не поймешь, кто с кем и кто против кого. Вроде какой смысл в смерти Бурлакова для его партнера Гагиева? И зачем Юсуфову иметь дело с кровавым Джако?

- Самое главное, чего пытался добиться Бурлаков, — не допустить сделки Юсуфова и Банка Москвы на миллиард долларов, в которой залогом выступали как раз верфи, — продолжает Гладкий. — К тому моменту верфи были обанкрочены и куплены младшим Юсуфовым с аукциона на 40 млн долларов и в мгновение ока стали стоить под миллиард. Юсуфов нагрузил верфи какими-то заказами, подняв капитализацию.

Бурлаков был намерен предать гласности и факт рейдерства в отношение верфей и дутой капитализации, в результате чего проводилась странная сделка на миллиард долларов в Банком Москвы. Роль Гагиева в этом деле, если он действительно имеет к нему отношение (а суд пока это не установил), была только как исполнителя. Заказчиком был кто-то другой. Джако — стандартный исполнитель в таких историях. Говорить сейчас он может что угодно. Вы верите? А вообще он сам — рейдер. Не исключаю, что он помогал банкротить верфи. Напомню, на кону стоял миллиард!

Верфи, как говорят, вообще были слабостью Джако. По слухам, он забрал себе даже верфи, которыми владели немецкие предприниматели, приближенные к самой Ангеле Меркель. Она приезжала в Москву, жаловалась в Кремле на Гагиева.

Гагиев меж тем намерен в российском суде повторять все то же, что говорил в австрийском: был политиком, пострадал за свои взгляды.

— Как его можно назвать политиком? Он не был ни местным депутатом, никем, — говорит Таймураз Мамсуров (президент Республики Северная Осетия — Алания в 2008 г). — Да про него в принципе в Осетии мало кто слышал. Про кого-то пишут «знали только в лицо» — так вот, про Гагиева и этого не скажешь. Мне сложно говорить о преступлениях (суда пока не было же), но если докажут хотя бы один эпизод по Осетии — это уже будет показатель того, сколько бед он принес в республику.

— Все финансовые преступления, в которых замешан Гагиев, он никогда не смог бы совершить без покровительства крупных чиновников и правоохранителей, — говорит источник в следствии. — У Гагиева их было предостаточно. Некоторые из них выступали в качестве партнеров. А случай с экс-министром энергетики вообще отдельная история! Гагиев ведь не просто заявляет, что тот был его партнером, но и что он якобы украл у него бизнес! Вдумайтесь: киллер, главарь самой страшной на сегодняшний день банды, жалуется суду на высокопоставленного чиновника. Это нонсенс!

Бандит действительно требует справедливости, считая, что Юсуфов поступил с ним нечестно. Правда, непонятно, как на такие заявления реагировать. Вроде как «мухи отдельно, котлеты отдельно», и уголовное дело против Гагиева не лишит его гражданских прав. А значит, он сам может выступать потерпевшим в деле по мошенничеству с его бизнесом. Выглядеть это будет, однако, весьма странно. Ну, это примерно как если бы маньяк Чикатило за решеткой стал жаловаться, что у него во время очередной погони за жертвами отжали квартиру…

В былые времена само упоминание имени уважаемого человека вместе с именем бандита могло стоить ему карьеры. В МВД рассказывают истории, когда чиновника увольняли только за фото (которое делали оперативники), где он жал руку вору в законе. Вроде как замарал себя, утратил доверие. Сейчас связи с преступным миром стали считаться делом почти что естественным. Но только никогда, повторюсь, до этого преступники не жаловались на чиновников.

Гагиев еще из Австрии написал письмо зам. генерального прокурора Украины Давиду Сакварелидзе: «В действительности я являюсь бизнесменом и одним из совладельцев компании, которая была похищена господином Юсуфовым Игорем Хануковичем. Я готов дать показания в рамках расследования хищения и фактов отмывания денег». Выходит, не надеется на российское правосудие, раз взывает к украинскому?

Не исключено, что из «Лефортово» он продолжил писать жалобы на Юсуфова во все европейские страны. Времени у него теперь очень и очень много.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах