За изменения в системе вузовского образования выступили Ассоциация ведущих университетов России, ассоциация «Глобальные университеты», в которые входят 50 крупных вузов, а также СПбГУ и НИУ ВШЭ. Преподаватели предлагают перейти на новую систему оценки качества образования, в которой смогут участвовать работодатели и общественные организации. По результатам проверки должен быть составлен независимый рейтинг вузов.
Представители вузов сетуют, что во время государственной аккредитации их учреждения просто заваливают бумажной работой. Многие также недовольны, что лицензирование и государственная аттестация дублируют друг друга. Эксперимент по введению новой системы оценки качества образования планируется провести с 2018 по 2020 годы.
Зачем нужно отменять государственную аккредитацию вузов, мы спросили у члена Ученого совета НИУ ВШЭ Исака Фрумина:
— Ведущие вузы не предлагают отменить государственную аккредитацию, а хотят ее модернизировать, чтобы из формально-бюрократической процедуры проверки бумаг она превратилась в процедуру, которая реально повысит качество высшего образования в стране. Инициаторы обращения к президенту отмечают, что существующий порядок аккредитации сыграл свою положительную роль на этапе зачистки системы образования от заведомо некачественных вузов. На сегодня эта задача в значительной степени решена, и аккредитация стала ограничивать развитие инновационных программ. Поэтому предлагается разработать новый порядок аккредитации, который бы опирался на общественно-профессиональную оценку качества образования, на личную репутацию экспертов и на повышение прозрачности. К этой оценке можно будет привлекать всех, кто в ней заинтересован: родителей, самих студентов, работодателей. Вузы должны все публиковать на сайте в открытом виде, и если студенты, к примеру, увидят вранье, то они могут отреагировать, пожаловаться. Работодатели вместе с вузами или любыми другими общественными лицами смогут вводить общественно-профессиональную экспертизу не просто самих программ обучения, но и результатов их реализации.
В Рособрнадзоре на этот счет своя точка зрения.
— Мы не имеем своих экспертов, привлекаемых к процедуре государственной аккредитации, — сообщили нам в пресс-службе ведомства. — Пул экспертов сформирован из представителей образовательных и научных организаций. Вместе с тем в реестре аккредитованных экспертов практически отсутствуют представители тех ведущих вузов, которые недовольны существующей системой государственной аккредитации. Например, Высшая школа экономики не представлена в реестре аккредитованных экспертов для проведения экспертиз образовательных программ в данном направлении. Спрашивается, почему же они не подали заявку?
Многое из того, что в письме выдается за новые подходы, уже создано и успешно применяется Рособрнадзором. Также следует отметить, что ряд показателей, которыми предлагается «заменить» требования ФГОС, не имеют никакого отношения ни к содержанию образовательных программ, ни к качеству подготовки обучающихся, а также не содержат связи с реальным рынком труда, для отраслей которого образовательная организация готовит выпускников.
Рособрнадзор поддерживает желание вузовского сообщества по совершенствованию модели государственной аккредитации. Однако любой предлагаемый подход к изменению процедуры государственной аккредитации должен обеспечивать равенство всех вузов перед российским законодательством.
— Что делать тем студентам, которые учатся в вузах, которых лишили государственной аккредитации?
— Вуз вправе продолжать обучение студентов по данным программам, но выпускники получат дипломы не государственного образца, а собственного образца вуза. При лишении аккредитации и в связи с истечением срока действия государственной аккредитации в отношении этих программ вуз должен организовать процедуру перевода обучающихся в другие вузы, список которых согласован с учредителем.