Носиса Шиба приехала в Нижний Новгород из африканского королевства Свазиленд. Девушка мечтала выучиться на врача, поэтому поступила на платное отделение Нижегородской медицинской академии.
Как и многие другие африканцы, Носиса регулярно посещала местную протестантскую церковь — церковь христиан веры евангельской «Посольство Иисуса». Учреждение является полностью официальным, оно зарегистрировано в Министерстве юстиции, функционирует с 1995 года.
Почему иностранные студенты выбрали именно эту церковь? Потому что у себя на родине они с детства исповедует протестантизм. Приехав в Россию, молодые люди естественным образом тянутся в знакомое религиозное заведение, так как знают, что найдут там единомышленников. Представим на их месте русского студента, уехавшего на обучение в Европу. Нет ничего странного в том, если он из множества церквей выберет православную. Тем не менее, в интересе африканцев к пятидесятникам, по всей видимости, кто-то сверху усмотрел нечто очень опасное для России.
Для Носисы ее спокойная студенческая жизнь закончилась в одночасье. Некоторое время назад ей позвонили из деканата.
"Меня успокоили, что ничего страшного не случилось, просто у них есть ко мне вопросы", - рассказывает шестикурсница. - "Я пришла в деканат. Оттуда меня сразу отправили в полицию и составили протокол".
Оказалось, что, по мнению правоохранителей, Носиса занималась на территории России миссионерской деятельностью. Согласно антитеррористическим поправкам к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» это позволено только членам религиозной организации, имеющим соответствующее разрешение. Исходя из этого, девушку обвинили в несоответствии заявленной цели, на основании которой она въехала в Россию, — Шиба находится в РФ по студенческой визе.
Давайте разберемся, что же такого ужасного натворила Носиса? Она спела со сцены песню на еженедельном воскресном Богослужении в протестантской церкви. Это вполне в духе протестантских традиций — прихожане поют госпел, евангельскую музыку. Естественно, тексты восхваляют Господа. Впрочем, учитывая то, что все это происходит в храме, какие могут быть вопросы к контексту?
Впрочем, у служителей Фемиды оказалось другое мнение. В постановлении судья отметил, что Шиба «путем участия в публичном мероприятии с исполнением религиозных песен осуществляла распространение информации о своем вероучении неограниченному кругу лиц». То есть занималась миссионерской деятельностью. Подумать только — пела о своей вере в церкви! Подобная трактовка создает опасный прецедент. Выходит, что открывать рот в храме можно теперь не всем? По крайней мере иностранным студентам уж точно разрешается только сидеть и не отсвечивать. Они же приехали учиться. К слову, рядовое богослужение на языке закона трансформировалось в «христианскую конференцию». На бумаге это прозвучало так: «со своими товарищами по вере участвовала в христианской конференции с целью совместной молитвы и исповедания веры».
"Признаки миссионерской деятельности в действиях Носисы отсутствовали даже с точки зрения «закона Яровой», - говорит пресс-секретарь церкви Юлия Ермошина. - "Однако суд данный вопрос даже не исследовал, все решения принимались на основании личных убеждений судьи. Ведь как соотнести то, что для изменения устава церкви и включения в название слова «пятидесятники» Министерству Юстиции понадобилось три месяца и религиоведческая экспертиза, а чтобы понять, есть ли в действиях Носисы миссионерская деятельность, содержащая информацию о вероучении церкви, суду понадобилось всего 10 минут. Предвзятость правоприменителей по отношению к протестантам, в том числе иностранным студентам, видна невооруженным взглядом!"
По словам служителей нижегородской церкви, их прихожане-студенты также жалуются на угрозы, поступающие из деканата.
"Об этом я знаю лично от студентов, которые посещают нашу церковь", - говорит Юлия Ермошина. - "В деканате им говорили о том, что лучше к нам не ходить: тогда не будет проблем ни с учебой, ни с руководством".
Показательные судебные процессы над иностранными студентами сделали свое дело. На сегодняшний момент из 150 африканцев, посещающих церковь, осталось около 30 человек. Молодые люди опасаются за свое будущее, они боятся даже говорить о своей вере. Хотя этот аспект для них очень важен. Преследование привело к тому, что студенты в страхе отсиживаются в общежитии.
Верь и молчи
Когда судья вынесла решение, Носиса не смогла сдержать слёз. Шесть лет учиться в России, заплатить за это немалые деньги — и что получить в конце? Выдворение на родину в качестве нарушительницы закона. Наказание по статье (Часть 2 статьи 18.8 КоАП РФ) предусмотрено в виде штрафа от двух до пяти тысяч с выдворением либо без него. То есть студентку могли и не выгонять из страны. Но служители Фемиды посчитали, что наказание в виде штрафа без выдворения из РФ не будет соответствовать степени общественной опасности совершенного ей правонарушения! Правда, какую именно опасность социуму несет молитва в храме, в постановлении не указано.
Во всей этой истории есть крупинка здравого смысла — Носисе, как и ее сокурснице Кудзай, позволили доучиться и получить диплом, то есть отложили отъезд до 30 июня.
"Для меня огромное облегчение, мне очень важно закончить учебу", - с облегчением говорит Носиса.
Впрочем, едва ли такое послабление вызвано милосердием. Иностранцы без малого шесть лет вкладывали средства в российский госбюджет. И немедленное выдворение студентов-«платников», которым осталось пара месяцев до получения дипломов, вызвало бы куда больший резонанс в обществе.
"Это соломоново решение для власти, но, естественно, очень неприятное решение для иностранных студентов, посещающих евангелистскую церковь «Посольство Иисуса», - считает адвокат Алексей Ветошкин. - "Человек просто пел на сцене, он не участвовал в религиозной деятельности. Тем не менее суд все равно посчитал это миссионерской деятельностью. Просто факт выступления в церкви. Сейчас может последовать вал подобных дел в отношении иностранных студентов. Потому что на богослужениях бывают трансляции и видеофиксации. И если сотрудник ФСБ увидит знакомого студента, то он спокойно может выделить подобный материал. Это грозит в итоге депортацией любого иностранного студента, кто потенциально может посетить данное учреждение".
И Носиса, и Кудзай даже подумать не могли, что посещение церкви обернется для них судебным преследованием. Они признаются: вера в Бога и посещение привычной церкви их очень поддерживали во время обучения в чужой стране. Сложно представить, что такие естественные вещи могут быть расценены как миссионерская деятельность. Девушки очень надеются, что закон Яровой не запугает иностранных студентов и они не перестанут посещать храмы. Но сегодня они мечтают только об одном — поскорее получить диплом и успешно работать врачами на родине.
Меж тем стало известно, что силовики продолжают «охоту» на других студентов. В распоряжении «МК» оказался материал Управления ФСБ по Нижегородской области, в котором говорится о выявлении в Интернете еще одного миссионерского ролика. Речь идет о видеозаписи, на которой африканские студенты все той же Медицинской Академии, а также местного Педагогического Университета приглашают прихожан на религиозное мероприятие «инкаунтер». По словам пресс-секретаря евангельской церкви, на таких мероприятиях обсуждаются понятия веры и любви в контексте Библии. Есть вероятность, что к упомянутым в материалах лицам тоже будут приняты карательные меры.
***
Предлагаем вспомнить еще несколько абсурдных случаев, когда жителей России судили по антитеррористическим поправкам Яровой.
В 2016 году в Петропавлоске-Камчатском группа йогов пила чай со сладостями в арендованном ими помещении в Торговом центре. В это время в здание ворвались полицейские и стали эвакуировать людей: кто-то сообщил о бомбе. Наткнувшись на йогов, сотрудники МВД решили, что происходит что-то противозаконное, составили протокол. Позже прокуратура возбудила административное дело: йогов обвинили в незаконной миссионерской деятельности. Вдохновителю группы Петру Емлевскому пришлось доказывать в суде, что у него не было цели вовлечь посторонних лиц в последователи вероучения. Так же мужчина не состоял ни в каком религиозном объединении. В итоге суд прекратил делопроизводство.
В деревушке в республике Марий Эл под раздачу попал деревенский староста, который выступил на местном празднике с речью, в которой благодарил Бога за повышение рождаемости. Перед ним со сцены сказал речь пастор местной церкви евангелистов. Разрешение на ведение миссионерской деятельности у него имелось. Однако под раздачу попали оба — и пастор, и староста, который вообще не имел никакого отношения к церкви. Мужчин обвинили в нарушении закона Яровой.
Старосту признали виновным на том основании, что он выступал под баннером с названием церкви - на мероприятие была старая табличка с текстом «С праздником, моя деревня!» и подписью «Новое поколение». Суд решил: раз мужчина «засветился» на этом фоне с религиозной речью, значит, он - нарушитель. Пастору тоже назначили штраф: имеющееся официальное разрешение судью по неясным причинам не устроило.
В 2017 году в Екатеринбурге завели дело на Деда Мороза, который возглавлял новогоднее шествие кришнаитов. Причем у самого главного зимнего волшебника, в роли которого выступил Алексей Помазов, было разрешение на ведение миссионерской деятельности. Но его обвинили в том, что миссионерская деятельность осуществлялась рядом с ним: несколько женщин распространяли немаркированные книги. Хотя обязанность маркировать литературу лежит только на религиозных организациях, участниками которых эти дамы не являлись. Власти посчитали, что вина Алексея в том, что он не пресек эти действия. Позже суд прекратил дело в связи с невозможностью в короткий срок отыскать главных свидетелей — оказалось, что девушки приехали на шествие из Новороссийска и давно вернулись домой.