На то, что в преддверии турнира на страницах некоторых заведений на сайте TripAdvisor появилось обилие положительных комментариев, первым обратило внимание агентство «Рейтер». В России представительства этого сайта, куда можно было бы обратиться за комментариями русскоговорящим гражданам, нет, однако на глазок видно, что нескольким заведениям за кратчайший срок даже удалось вывести свои страницы в топ-рейтинг. Но если отзывы просто немного прокрутить назад, можно заметить, что восторженные комментарии начали появляться в последние три-четыре месяца. К примеру, если в прошлом году у данного ресторана в среднем набиралось регулярно 10 отзывов в месяц, то теперь их количество возросло до 20 и продолжает увеличиваться. Да и сами комментарии выглядят так, словно написаны одним человеком, при этом сопровождаются фотографиями из рекламных буклетов, а оценка блюд самая высокая, но без конкретики описания съеденного. А чтобы обмануть алгоритм безопасности, отзывы отправляются с разных аккаунтов, IP‑адресов, устройств и браузеров.
В том, что отзывы отправляет на сайт конкретная организация, заподозрили агентство Bacon Agency. Но, как сообщили «МК» в его администрации, они и не отрицают, что действительно делали рассылку по российским ресторанам с предложением «накрутить» отзывы и повысить рейтинг заведений на известном сайте для путешественников. Правда, ничего предосудительного в этом сотрудники маркетингового агентства не видят. По словам владельца Романа Балданова, они просто тестировали эту нишу, понимая востребованность такого вида услуг в преддверии чемпионата мира. Правда, в агентстве утверждают, что пока их предложением так никто и не воспользовался — с написанием фиктивных отзывов все прекрасно справляются сами.
В TripAdvisor тем временем сим неприятным фактом весьма озаботились: команда сайта как раз очень следит, чтобы не допускать появления фальшивых комментариев.
А пока рестораны сами себя нахваливают, Роспотребнадзор усиливает свои требования к тем заведениям, которые задействованы в чемпионате. Специалисты ведомства заверили «МК», что никаких дополнительных инициатив по ужесточению правил сертификации продуктов от них не исходило, но проверки обязательно будут проводиться в тех заведениях, которые обслуживают ЧМ. Проверят дополнительно и их поставщиков. Что касается тех ресторанов, которые не привлекаются к обслуживанию спортивного мероприятия мирового значения, они проверяться в рамках проведения ЧМ не будут.
Впрочем, наиболее крутые заведения города не особо озабочены будущими проверками. Как заявили нам в администрации многих из них, рестораторы закупают продукты у проверенных поставщиков, которые имеют сертификаты. Так что, даже если произойдет некоторое ужесточение, проблемой это не станет. Впрочем, пока о возможном ужесточении правил сертификации товаров их никто не предупреждал.
«МК» обзвонил некоторые рестораны в столице, которые вопреки радужным заверениям тем не менее объявили о закрытии. Те, например, что находятся на 2-й Звенигородской, 12 (видны из окон нашей редакции). Но в их дирекциях «МК» заверили: закрытие произойдет не из-за ЧМ. А просто то пространство, в котором расположены эти рестораны, перекупают под строительство жилого комплекса. О том, что им не по силам соответствовать требованиям Роспотребнадзора, официально нам никто не признался, однако кулуарно корреспонденту «МК» рассказали, что некоторые заведения действительно подумывают о закрытии: они опасаются не столько требований иметь сертификаты, сколько того, что им начнут выкручивать руки, доказывая, что сертификаты эти «не те» и требуя мзду за их признания.
Мы задались вопросом: имеет ли вообще право ресторан покупать продукты в частном порядке (у фермеров, бабушек или просто брать с собственного огорода) без наличия сертификатов на них?
— Вряд ли стоит подвергать сомнению факт, что все предприятия общепита — кафе, рестораны, бары, столовые и т.д. — обязаны соблюдать установленные в государственных стандартах требования к качеству услуг и их безопасности для жизни и здоровья людей, — говорит «МК» аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. — Соответственно, на все закупаемые продукты в кафе, ресторане или закусочной должны быть документы, подтверждающие их соответствие требованиям установленных стандартов.
Документы необходимо хранить до тех пор, пока используется сырье, и некоторое время после — на случай проверки. Так что не только мясо или рыбу, но даже пучок петрушки у бабушки на рынке покупать без наличия соответствующего сертификата запрещено.
Подобные ограничения существуют на законодательном уровне постоянно. Другое дело, что во время проведения столь масштабных мероприятий с большим количеством иностранных гостей принимаются меры усиленного контроля. «Это не ново, — поясняет эксперт. — В высокоразвитых странах подобные ограничения существуют повсеместно и не только распространяются на время проведения крупных спортивных мероприятий, но и действуют постоянно. Что до стран третьего мира, то вполне возможно, что салат в местном кафе вам украсят пучком зелени, купленным на соседнем сельхозрынке. Вряд ли мы хотим оказаться в числе стран третьего мира с не просто непредсказуемой внешней политикой, но еще и с непредсказуемой с точки зрения пищевой безопасности кухней».
Чемпионат длится около месяца, а требование по наличию сертификатов на продукты будет с особым тщанием проверяться еще за пару недель до события. Необходимость обслуживать и кормить столь значительное количество гостей потребует наличия действительно большого количества точек общепита.
— Требования продиктованы вполне естественным желанием избежать каких-либо инцидентов на спортивном мероприятии планетарного масштаба, которое несет для России еще и колоссальное имиджевое значение, — продолжает эксперт. — Другое дело, что отдельными представителями контролирующих органов может быть проявлено излишнее рвение, имеющее в своей основе где-то желание выслужиться, где-то получить незаконный «откат», где-то просто неумение правильно организовать работу. Но мы не можем оценить долю таких случаев и надеемся, что если такое и возможно, то это будут действительно единичные явления, которые не скажутся негативно на сфере общепита в целом.
Правовым регулированием деятельности предприятий общепита является сертификация услуг общественного питания в соответствии со следующими государственными стандартами:
ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования»;
ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу»;
ГОСТ 28-1-96 стандарт отрасли «Общественное питание. Требования к производственному персоналу»;
ГОСТ Р 50763-95 «Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия».