Чтение дневниковых записей молодого цесаревича Ники укрепляет в мысли, что в его лице Россия впоследствии отнюдь не приобрела выдающегося руководителя государства, зато потеряла отличного военачальника среднего калибра – командира полка или бригады, который лишен излишнего чванства и ценит законы армейского братства.
«13 апреля 1892 года.
Поехал в Царское Село в гусарский полк. Затем отправился в дежурную комнату, где ужинали... Дело затянулось до 6 часов утра. Вернулся с Сергеем (великим князем Сергеем Михайловичем – А. Д.) и тремя офицерами в Питер. Моя коляска не приехала, и я со станции доехал до Аничкова дворца на извозчике.
6 мая
Мне 24 года! – Вот именно, вхожу в возраст.
7 июня цесаревич уехал в Михайловку – в летний лагерь на Военном поле. Там он исполнял обязанности офицера-артиллериста в 1-й батарее, участвуя в маневрах и практических стрельбах. Вот заметки об одной из них: «Стрелял с батареею по боевому порядку и перебежками. Результат очень удачный. Снарядов выпущено 90 – 30 гранат и 60 шрапнелей...»
21 июня
Сегодня довольно знаменательный для меня день: я принимал парад Гвардейской части. То был Кирасирский Его Величества полк, который праздновал полковой праздник. Получив разрешение от Папа (императора Александра Третьего – А. Д.) произвести смотр, я отправился из Павловска в Царское.
25 июня
Теперь барак мой (специально построенный для Николая домик в летнем военном лагере – А. Д.) внутри украсился множеством фотографий на стенах. Я живу в нем с чувством счастливого помещика.
6 июля
Занимались обратной наводкой по невидимой цели... В 2 часа происходила проверка сумм батарейных в столовой, – мне поручили это сделать...
21 июля
Теперь уже месяц, что я перестал бриться, и на подбородке выросло какое-то забавное подобие бороды. Даже как-то странно про это писать!
6 августа
...Я получил приказ о моем производстве в полковники, но удовольствия при этом я испытал весьма мало! – Навсегда покончено с обер-офицерскими чинами! В 10 ¾ поехал с Сергеем на парад. В последний раз я стоял в строю с батареей и в капитанских погонах.
23 августа
Вечером спросил Папа относительно моей дальнейшей службы. К моей великой радости он мне разрешил начать ее снова с зимы в Преображенском полку. Я буду командовать 1-м батальоном!! Ура!
25 августа
Много писал, чего давно не приходилось делать, так как я чувствую, что стал ленив строчить.
26 декабря
Опять на меня находит спячка. Заметил, что она начинается с наступлением зимы ежегодно в это самое время.
2 января 1893 года
Важный для меня день: получения командования 1-м батальоном Лейб-Гвардии Преображенского полка.
19 января
Оделся в походную форму и поехал в свой батальон... Повел часть на площадь для церемониального марша... В течение часа водил их пошереножно, поротно и в сомкнутой колонне. Завтракал в полку и оттуда поехал в Комитет министров, после чего было еще заседание Комитета финансов. Все это кончилось к 3 ½ ч... После вечернего бала в Зимнем мне передали Рескрипт относительно назначения меня председателем Комитета по постройке Сибирской железной дороги. Это дело великой важности меня глубоко занимает, и я примусь со рвением к его исполнению.
23 января
Проснулся рано, чтобы ехать в полк и выступить с 1-м батальоном по наряду на похороны генерал-адмирала Тимашева...
25 января
Завтракал в полку и оттуда поехал в Государственный Совет... После этого принял членов Сибирского комитета и имел доклад Плеве (министра внутренних дел – А. Д.).
5 февраля
В 10 ½ поехал с Папа и Мама к дяде Алексею на бал, на котором было очень весело. Танцевал до упаду в виц-мундире Гвардейского экипажа, потрясая эполетами капитана 1-го ранга.
2 марта
Возился дома с проверкой задач офицеров...
3 июня
Вернулся в полк и попал на стрельбу. Вздумал сам стрелять, но из 12 выпущенных пуль не попал ни одной. Пришел к себе весьма грустный.
11 июня
(Перед отъездом в Англию – А. Д.) С одной стороны, приятно увидеть английское семейство в их стране в своем быту. А с другой, прямо тяжко покидать полк и свой батальон как раз в самое деятельное время в лагере. Эти два чувства никак вместе не вяжутся!
16 июля
В 8 ч. облачился в синий воротник и поехал к семеновцам (в лагерь Лейб-Гвардии Семеновского полка – А. Д.) на обед... Провели время дружно и весело... Офицеры донесли меня на руках до барака (до домика, где цесаревич жил, находясь в полевом военном лагере – А. Д.).
23 июля
В 5 час. всем полком (все офицеры полка – А. Д.) устроили нашествие к баронессе Фредерикс и ее двум дочерям. Они устроили чай и угощение в саду, где мы засиделись довольно долго.
10 октября
Проснулся с солнечным утром и в 9 ½ отправился кататься по парку на своем велосипеде. Люблю дышать свежим воздухом перед обедней, за которой обыкновенно бывает душно.
23 декабря
Уехал в Гатчино на все праздники... Засиделись поздно за разговорами. Пили чай. Мама и Ксения (сестра, великая княжна Ксения Александровна – А. Д.) по обыкновению раскладывали пасьянс, а я читал вслух выдержки из «Times».
24 декабря
Сочельник. После чая Папа и Мама пошли в 11 ½ к обедне с вечерней... Читал и занимался разборкой подарков для семейства... В 6 час. пошли ко всенощной, после которой были одарены весьма изрядно. Получил на ёлку: 2 портсигара, 4 пары запонок, массу красивых вещей и изделий, а также книг; кроме того получил нового образца трехлинейную винтовку французскую.
30 марта 1894 года
Отправился в ресторан Контана на мальчишник герцога Лейхтенбергского. Почти весь полк (офицеры – А. Д.) собрался отпраздновать его товарищеским ужином. Было очень весело, пилось дружно. Сами пели с гитарами.
6 мая
Итак мне сегодня 26 лет! Уже ближе у 30-ти, чем к 20-ти. Но зато, слава Богу, я жених – и чей еще! Такого сокровища, такого дивного существа, как Аликс!»