Свою позицию по вопросу конфиденциальности личных данных народного жюри и правил составления списков присяжных ВС изложил в новом постановлении Пленума, принятом 15 мая.
«Сторонам вручаются списки кандидатов в присяжные заседатели без указания их домашнего адреса», - говорится в постановлении Пленума. По мнению ВС, для описания каждого потенциального заседателя можно использовать только безопасную для него информацию. Это возраст, уровень образования и социальный статус. Например, домохозяйка, инженер, пенсионер или нефтяник. Таких данных вполне хватит адвокату, чтобы грамотно выстроить речь и составить психологический портрет каждого, к кому он будет обращаться. А вот вычислить, где обитает кандидат, и нагрянуть к нему домой с угрозами или заманчивыми предложениями друзья и сочувствующие подсудимому граждане не смогут.
Кроме того, ВС разъяснил и еще один скользкий момент: как быть, если, к примеру, в списках будущего жюри гражданин записан как «Мурашев», а по паспорту он «Мурашов»? На этот счет Пленум решил, что при любых несовпадениях личных данных кандидат не должен принимать участия в процедуре формирования коллегии заседателей.
Еще одна проблема, с которой разобрались высшие судьи, касается тех, кто хочет стать присяжным, но ограничен во времени из-за работы или семейных дел. Для них ВС сделал особую оговорку: человек может участвовать в судебных заседаниях в качестве члена жюри максимум один раз в десять рабочих дней. При этом судьям придется позаботиться и о том, чтобы адвокаты и прокуроры не слишком загружали заседателей сложными вопросами и витиеватыми речами. Как говорится в документе, все обращенные к присяжным вопросы должны пониматься однозначно, быть конкретными и не вызывать у членов народного жюри предубеждений в отношении подсудимого, потерпевшего или свидетелей.
Кстати, пострадавшим и очевидцам преступления ВС тоже уделил особое внимание. Правда, не всем, а только несовершеннолетним. Пленум рекомендовал судам лишний раз не тревожить таких детей и подростков. «Судья не вызывает в судебное заседание несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, в том числе и в случае, когда стороны включили их в списки лиц, подлежащих вызову», - сказано в постановлении. При этом в документ отмечается, что если пострадавший сам хочет прийти в суд и дать живые показания, ему необходимо дать такую возможность.
Кроме того, крайне важные указания Пленум дал следователям. Как разъяснил ВС, стражи порядка обязаны не только разъяснять арестанту его право подать ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом присяжных. Важно еще и в подробностях объяснить обвиняемому, как именно будет проходить такой процесс, какие права будет иметь на нем подследственный и как можно обжаловать судебное решение. «Невыполнение этого требования станет препятствием для рассмотрения дела судом», - сказано в документе.
Ну а у самих арестантов появится чуть больше времени на раздумья. ВС отметил, что заявить о своем желании рассматривать дело с участием присяжных обвиняемый сможет не только на стадии следствия, но и после того, как дело уже передано у суд. Правда, при таком сценарии следует помнить о жестких сроках. Если арестант решит отдать свою судьбу в руки народного жюри, на составление соответствующего ходатайства у него будет всего три дня.