Общая статистика шокирует. В ходе онлайн-опросов выяснилось, что каждый второй учитель минимум однажды в своей практике столкнулся с угрозами или травлей от учеников, причем почти 6% респондентов отметили, что это происходит очень часто. Треть опрошенных сталкиваются с обсуждением своей личной и интимной жизни (например, это может касаться вопросов сексуального характера или, хуже того, семьи, особенно детей педагогов). С кибербуллингом же (оскорблением в Интернете через сообщения или посты в социальных сетях) приходится иметь дело 42% учителей.
— Исследование выявило большое количество учителей — жертв травли. С чем это может быть связано?
— Если под этим термином понимать прямое унижение человека — например, когда учителю при входе в класс приходится слышать в свой адрес неприятные высказывания, — это прямой буллинг. Но есть еще и скрытый буллинг, когда окружающие не понимают, какими обидными могут быть их слова, а учитель начинает воспринимать это очень болезненно, винит себя в непрофессионализме. Это тоже травля, потому что на человека она оказывает сильное психологическое давление. Во время проведения опросов мы выявили множество форм такого унижения: это и вербальный буллинг, и обидные жесты или действия, вымогательство, изоляция, запугивание. Вопросы были и про физическое насилие (удары, плевки), и с ним хотя бы однажды встретились почти 16% опрошенных. При составлении онлайн-анкет для учителей мы закладывали понимание буллинга как постоянных эмоциональных унижений. Нам пришло почти 3 тыс. ответов из 75 регионов России. Вот и выяснилось, что больше половины учителей постоянно на работе сталкиваются с этим.
— Кибербуллинг тоже занимает большую часть среди всех видов травли?
— Да, безусловно. С буллингом в Сети сталкивались по меньшей мере 42% учителей. Это и сообщения или посты и комментарии в социальных сетях, и анонимные гневные сообщения, которые школьники отправляют педагогам.
— Просят ли учителя о помощи? Обращаются ли в администрацию?
— В этом и проблема: учителя не рассказывают о таких ситуациях ни администрации школ, ни даже своим друзьям, как показало исследование. Многие вовсе замалчивают буллинг, винят себя в отсутствии стрессоустойчивости и недостатке компетенции, что ли. Кроме того, в России никто еще не проводил подобных исследований в отношении учителей. А наши данные просто ужасают. За последнее время все стали писать про буллинг детей — эта тема стала очень актуальной. А об учителях такого не говорят и не изучают эту проблему. Бывает и так, что учитель не говорит о буллинге, потому что он предполагает свою должность как определенный статус, при котором нужно общаться с детьми с позиции ведущего, быть для них выше. А когда получается наоборот, то это считается унизительным.
Комментарий специалиста
«У нас в стране 1,3 млн учителей. Согласно исследованиям, 5,6% из них регулярно подвергаются травле в той или иной степени. А это ни много ни мало 75 тыс. человек, — говорит заведующий лабораторией образовательной журналистики ВШЭ Александр Милкус. — Еще около 50 тыс. подвергаются кибербуллингу — издевательствам в Интернете. Социальный статус педагога у нас сегодня опустился ниже плинтуса. И дело не в материальном положении. Дело в том, что учителя не в состоянии противостоять агрессии учеников — не умеют правильно вести себя, не обладают навыками выстроить отношения с детьми»