В той же мере это относится к непреложным истинам истории, культуры и нравственности. Увы, значительная часть даже взрослых людей, запутавшихся в трех соснах (тотального скепсиса, относительности и амбивалентности в оценке всего и вся), сегодня не в состоянии дать крошке сыну ответ на элементарный вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Их самих впору начинать воспитывать по программе детского сада.
— Я прошу не привлекать моего сына к волонтерской работе в доме престарелых и близлежащих домах, — недавно заявила мне мать одного подростка. — Там он наслушался сомнительных рассказов ветеранов, которые меняют его представления о Великой Отечественной войне и тем самым ослабляют чувство патриотизма.
— Но послушайте, реальных участников войны остались единицы. Это же так естественно — поздравить прикованного к постели одинокого человека, выслушав его неприкрашенный рассказ о фронтовой жизни. Разве это не воспитание патриотизма?
— Старик пожаловался моему 15-летнему сыну, что во время войны его долго не повышали в звании и не награждали за интимную связь с фронтовой медсестрой. И это вы называете патриотическим воспитанием?! Не кажется ли вам, что существуют более педагогически надежные и нравственно выверенные пути и способы формирования чувства патриотизма?
— Какие?
— Не делайте вид, что вы не понимаете, о чем идет речь. Экскурсии к местам боевой славы, участие в торжественных акциях, парадах и шествиях, таких, как «Бессмертный полк»…
— Не переживайте, такая акция через пару дней пройдет и в нашей школе.
— Вот и достаточно, а всякие сомнительные воспоминания нам не нужны.
На том и расстались. А я подумал о том, что в свете так называемой «новой, очищенной нравственности» восстановленные боевые машины, идущие в парадной колонне, и фотографии дедов и прадедов наилучшим образом отвечают представлениям этой дамы о патриотическом тренде. Все дело в том, что они молчат и потому не так опасны, как живые свидетели тех грозных лет, которые своими «неуместными» рассказами могут, с ее точки зрения, исказить светлые представления юношества о минувшей войне.
Кстати, о патриотических мероприятиях. Дня не проходит, чтобы та или иная коммерческая или общественная организация не предлагала свои услуги в деле патриотического воспитания детей и молодежи. Конкурсы и викторины по истории войны, что готовы провести привлеченные специалисты; дизайнерское оформление плакатов, которыми можно украсить всю школу; увеличение фотографий ветеранов и укрепление их на стандартные планшеты… Быстро, выгодно (цены доступные), удобно! А главное — будет чем отчитаться перед соответствующими инстанциями. Высокий уровень военно-патриотического воспитания налицо. И невдомек этим «добровольным помощникам», что своими услугами они в значительной мере выхолащивают саму суть педагогической деятельности, призванной сделать ребенка не пассивным потребителем красиво упакованной информации, а активным соучастником важного события.
Событие — это то, что затрагивает душу. А еще — это со-бытие ребенка, родителей и школы. С этой точки зрения куда ценнее домашние приготовления ребенка к празднику, когда дома извлекаются из семейного архива фотографии прадеда и его письма с фронта, идет сокровенный разговор о его жизни и судьбе, прежде чем фотографии будут закреплены на самостоятельно сделанное паспарту… При этом не столь важно, как эти самодельные планшеты с фотографиями прадедов будут выглядеть со стороны. Да, разнокалиберные, зато свои, не приглаженные, но собственными сердцами и руками изготовленные. Так происходит эмоциональное включение ребенка в контекст отечественной истории, рождается личное отношение к прошлому.
Особый, деликатный разговор — о личном отношении к войне. Отдаю себе отчет в том, что он может немедленно вызвать превратные суждения и категорический отпор у многих читателей, разделяющих позицию матери подростка, уберегающей своего сына от неприятных подробностей. Тем не менее убежден, что такой разговор сегодня необходим.
Мы, с нашей великой и драматической историей ХХ века, до сих пор живем между триумфом и травмой. Победа в Великой Отечественной войне — наш несомненный триумф. Его и отмечает государство как государственный праздник, организуя соответствующие коллективные акции и мероприятия. Но коллективы не могут чувствовать вины и печали. На это способны только индивиды. У последних, однако, есть возможность передать свои чувства другим людям. Да, Победа — это праздник, но, как поется в известной песне, «это праздник со слезами на глазах». Сейчас уже забылось, как трудно пробивалась эта песня к слушателю. Считалось, что слезы неуместны, поскольку умаляют величие и радость Победы.
Так вот, отдавая празднование Дня Победы полностью на откуп государству, мы проявляем умственную и нравственную лень, перекладывая всю ответственность за воспитание детей и юношества на властные структуры. А кроме того, рискуем наступить на те же грабли, воспроизводя пропагандистскую операцию, которая порождала в недавнем прошлом формальное, казенное, а в итоге — циничное отношение к своему прошлому.
Напомню, как это было. Сначала появилась замечательная лирическая песня ансамбля «Самоцветы» из кинофильма «Минута молчания», где были строки: «Даже не был я знаком с парнем, обещавшим: «Я вернусь, мама». Но вскоре идеологами эпохи застоя был изобретен почин (если кто забыл, «почин» — это идеологическая кампания, проходящая под определенным лозунгом). Он звучал так: «Работать за себя и за того парня». Он был призван поднять производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Бесконечное транслирование в средствах массовой информации этой инициативы обернулось психологическим отторжением и вызвало к жизни массу непотребных анекдотов о том, что надлежит делать «за того парня».
Грохот канонады, салюты, шествия и реконструкции — лишь одна сторона медали, отражающая широкомасштабную государственную стилистику проведения праздника. Иной она у нас быть не может. Но неудобных подробностей сегодня не избежать, их не обойти молчанием. Хотя бы потому, что все больше книг выпускается по теме «Повседневная жизнь людей в годы войны», где без цензурных изъятий даются письма, дневники и мемуары обычных граждан с их горестями, печалями и недоуменными вопросами, на которые до сих пор нет внятных ответов. Соответственно, в Интернете размещены аудиоматериалы — «Голоса блокады» и подобные им, по которым прослеживается духовная жизнь конкретного человека. В частности, матери, поставленной перед трагической дилеммой, кого из двоих детей спасти от неизбежной смерти… Повсеместно возросший интерес к семейной истории наращивает знания людей о прошедшей войне. Но знания и стремление забыть о неприятном исключают друг друга.
Мины, заложенные в прошлом, могут взрываться в любую минуту. Праздник 23 февраля — он давно уже превратился у нас в мужской день, когда девочки класса поздравляют своих мальчиков. Но вот в начале классного часа встает мальчик — он чеченец: «Я ненавижу этот праздник. В этот день в 1944 году началась депортация, которая уничтожила половину моего народа». Хлопнув дверью, выходит из класса. Прикажете сделать вид, что ничего не произошло?..
Как видим, обсуждения трудных вопросов с юношеством не избежать, как бы этого ни хотелось сторонникам преподнесения подросткам «стерильной» истории. Но именно на этих путях формируются подлинная гражданственность и трезвое отношение к жизни. Вот почему, испытывая вполне законную гордость за исторические деяния предков, восхищаясь праздничным салютом, необходимо предпринимать собственные усилия для наращивания исторической памяти детей.