МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Учительницу сгоревшего класса из Трещевского обвиняют, что она выжила

Что происходит в поселке, шесть девочек из которого погибли в ТЦ Кемерово

Еще недавно поселок Трещевский не указывали на картах Кемеровской области. Будто не было такого места. Теперь о нем знает вся страна. Шесть пятиклассниц, учениц местной школы, заживо сгорели в кинотеатре торгового центра «Зимняя вишня». Мы узнали, чем живет поселок после трагедии, почему выжившая учительница боится выходить из дома и кем на самом деле приходится погибшая «племянница» Татьяна губернатору Тулееву.

От Кемерово до поселка Трещевский – час езды на машине. Ученицы пятого класса школы №1 добирались в минувшее воскресенье до города гораздо дольше. Тряслись на рейсовом неотапливаемом автобусе-гармошке. У школы нет средств на собственный транспорт. В поселке для детей ничего нет.

Трещевский – это одна центральная улица, которая сейчас превратилась в каток, и несколько сотен домов. Жителей не больше тысячи. В каждой семье по 2-4 ребенка. И все бы хорошо, да вот только с развлечениями для молодежи туго.

Из предложенных увеселительных мероприятий – субботняя дискотека и кружки в Доме культуры. Вот только дети туда почему-то заглядывают редко.

Со стороны здание Дома культуры выглядит мертвым, заброшенным. Хотя внутри жизни еще теплится.

Дом культуры. Фото: Ирина Боброва

Меня встречает директор клуба. Четвертый день она здесь одна. После трагедии народ в Трещевском старается не выходить на улицу. А уж Дом культуры и вовсе обходят стороной. Какое здесь может быть веселье?

- Прихожу на работу и сижу весь день, - вздыхает собеседница. – Поселок погрузился в траур. Такой тишины здесь никогда не было.

Прошу показать, чем дети занимались в Доме культуры.

- Из развлечений у нас только кружки, - продолжает женщина.

Проходим в зал. Поднимаюсь на деревянную скрипучую сцену. На ней реквизит – три стула с потрепанной обшивкой и стол.

- Это единственный наш зал, другого нет, здесь у нас проходит актерское мастерство, - показывает владения хозяйка.

- Кинотеатра нет?

- Когда-то был. Закрыли. Нерентабельно, сказали.

- Сколько вам выдают денег на содержание клуба?

- Субсидии выделяют на электроэнергию, воду и отопление. Больше денег ни на что не дают. Поэтому и реквизит для спектаклей обновить не можем. Костюмам уже лет по 50.

- Какие еще кружки у вас есть?

- Хореография и вокал.

- Для хореографии нужен отдельный зал?

- Отдельного нет. Вот на сцене и занимаются девочки.

- Дискотеки проводите?

- По субботам делаем платные дискотеки. Вход 50 рублей. Самая большая выручка была 8 марта – 1500 рублей. Деньги пошли на нужды клуба. Еще стали за отчетные концерты наших детей по 30 рублей со зрителей брать, чтобы как-то выживать. Это все наши доходы.

Здесь занимаются школьники. Деньги выделяют только на коммунальные нужды. Фото: Ирина Боброва

У директора наворачиваются слезы на глаза.

- Вот я сейчас сижу и ломаю голову: что я скажу, если сюда с проверкой пожарная инспекция нагрянет? У нас ведь на случай пожара сигнального оповещения нет. А поставить не на что. Денег не выдали. Последний раз 7 лет назад все сбережения вложили в ремонт потолка, который мог обрушиться.

Здание и правда требует капитального ремонта. Не удивительно, что детям здесь неуютно.

- Все правильно, - читает мои мысли директор клуба. – Мы поэтому и возим наших детей в Кемерово, чтобы хоть где-то им повеселиться. Я тоже каждый год своих кружковцев вывожу. Но теперь уже ни за что не поеду. Да и кто же теперь своих детишек отпустит? Так что пусть довольствуются наши ребятишки цирковым выступлением – раз в год к нам приезжают клоуны. А еще иногда сюда привозят киноэкран и показывают мультики.

Выхожу на улицу. Ни души. Даже в магазине людей нет.

- После трагедии покупатели стали реже заглядывать, - говорит продавщица частной лавочки. - А если заходят, то быстро выбегают, не до пустых разговоров стало.

Спрашиваю, опознали ли родители из Трещевского своих девочек.

- Никого не опознали, ни одну из погибших, - вздыхает. - От девочек ничего не осталось. Через три недели должны быть готовы результаты анализа ДНК. Все ждут. Боятся, а вдруг ничего не придет? И хоронить будет некого?

В магазин заходит женщина с мальчиком лет десяти. Мы разговорились с ней о жизни в Трещевском после трагедии.

- Что касается учительницы, которая оставила детей одних (Оксаны Евсеевой - «МК»). В ее отношении город разделился на два лагеря. Я теперь ей не то что руку не протяну, даже не посмотрю в ее сторону. Она должна была оставаться с девочками до конца, спасать их. Тогда бы была героем. Как ей теперь в глаза родителям погибших смотреть? Она потому из дома носа не кажет. Говорят, собирается уезжать из поселка, в школу уже не вернется.

Читайте материал по теме: «Руководительница сгоревшего в Кемерово класса: «Охранники сказали — вы погибнете»

Спрашиваю, правда ли в округе так плохо с культурно-массовыми мероприятиями, что родители вынуждены возить детей в Кемерово в торговые центры?

- Плохо - это мягко сказано. Перед выборами председателя детям построили качели и одну горку, до этого детской площадки не было. У нас аптеки нет, о чем вы говорите? Развлечение для детей летом – купание в прудах, еще гоняют на велосипеде по одной улице туда-обратно. Сколько можно так кататься? Зимой здесь тоска. Света нет, экономят. Два фонаря на весь поселок. На улицу ребятишки выйти не могут – проваливаются по пояс в снег. Улицы-то никто не чистит.

После трагедии родителям погибших из Трещевского обещали, что к ним приедет Тулеев. В школе напекли пирогов. Ждали высокого гостя. Никто не приехал. Потом жители поселка наивно готовились к приезду Путина. Снова мимо.

Фото: Ирина Боброва

- Мы ведь тоже с внуком собирались в тот день в Кемерово поехать, - продолжает собеседница. - В поселке раздавали купоны по 900 рублей. Туда входили все развлечения в «Зимней вишне» с утра до вечера плюс кино. Но мы не смогли, надо было убраться в хлеву.

- Тулеев выразил соболезнование родителям своей племянницы, Тани Курчевской, которая погибла в пожаре?

- Бросьте вы. Ну, какая она ему племянница. Погибшая девочка приходится ему чуть ли не троюродной внучкой. Он ведь даже ее никогда не видел. У него таких родственников на Кузбассе полным-полно, - говорит женщина. – Если бы видели, в каком они доме живут, то сразу бы поняли, что к Тулееву они не имеют практически никакого отношения.

***

Иду в школу №1 где учились погибшие. Она - единственная в поселке.

Около входа – цветы, игрушки, свечки. На первом этаже – фотографии погибших девочек, на подносе – гора конфет, печенья. В ряд выложены шесть плиток шоколада.

Сами родители погибших после трагедии в школу не заходили.

- Сейчас всем плохо: и родителям сгоревших девчонок, и тем, кто по счастливой случайности, выжил, - рассказывает школьный повар. - Я имею в виду учительницу, которую чуть ли не обвиняют в смерти детей. Поймите, она достойный преподаватель, каждые каникулы с детьми выезжала из поселка на экскурсии, часто сами их оплачивала.

Типичный пейзаж в местных магазинах. Фото: Ирина Боброва

Если она уволится, это будет потеря для школы. Она ведь у нас преподавала химию, биологии географию, профсоюз возглавляла. У всех горе, и пострадавшим нужно найти крайнего, пока еще не нашли настоящего виновного. В Трещевском крайней сделали ту, которая оставляла детей в кинозале, а сама спустилась с родителями в кафе.

Выхожу из школы. Около мемориала перед входом стоит мальчик. Представился: «Сережа, мне 12 лет, я учился с погибшими девочками в одном классе». И продолжил: «Знаете, я ведь тоже должен был поехать. Но меня бабушка не отпустила. Да и денег лишних не было. Она сказала: либо новые ботинки, либо поездка.

А ботинки мне и правда были нужны, старые совсем износились».

Я обняла его: «Пацан, повезло, что у тебя не было ботинок».

Читайте материал «По ботиночкам я их опознал»: в Кемерово похоронили детей»

Жертвы пожара в ТЦ Кемерово в фотографиях: лица и судьбы

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах