По признанию всех, кто знал Сергея Мавроди лично, он никого не подпускал к себе слишком близко, даже жену и родню — младшего брата и его супругу, с которой начинал свой «пирамидальный бизнес». И даже тех, кто всегда был рядом по производственной необходимости, иначе как «денщиками» не называл. Про свою личную жизнь он никогда и никому не рассказывал. Не потому, что скрывал, а просто ему самому она была не интересна.
«Великий комбинатор» жил цифрами, плодами своего мошенничества практически не пользовался, деньги тратил только на книги и аквариумы, но продолжал изобретать пирамиды. Последняя пирамида Мавроди выросла и рухнула в Африке.
Предметом особой гордости Сергея Пантелеевича был его роман «Сын Люцифера», написанный им от имени сына Дьявола. Сергей Мавроди считал, что его литературный дар даже «выше финансового» и что он видит людей насквозь. Литературные критики, ознакомившись с произведением, нашли его очень специфическим, «как будто его писал не человек». А те, кто в разные периоды был рядом с главным «финансовым люцифером» переломных времен, единодушно утверждают: Сергей Мавроди и впрямь походил на своего инфернального героя, даже в быту. Он вообще не видел отдельных людей, только массу изначально злобных и алчных существ, которых и искушал, подобно своему любимому альтер-эго.
- Он был мизантропом, людей ненавидел и презирал, считая, что зло в них первично, - рассказывает адвокат Мавроди Александр Молохов. - И гордился, что не скрывает этого. Так и говорил: «Вы должны ценить, что я не скрываю свое искреннее к вам отношение». С ним невозможно было сблизиться по-человечески, но ему нравилось быть гуру. Он искренне презирал алчность, но гордыни и тщеславия в нем было много. И он сам это знал. Он нуждался не в деньгах, а в славе.
Портрет «финансового люцифера» безвременья пришлось собирать по крупицам, пользуясь хорошей памятью тех, кого с ним случайно свела жизнь. Ибо самые близкие его люди вовсе не желают о нем вспоминать ни хорошо, ни плохо - даже после смерти.
Младший Мавроди - тень старшего
Как же нужно поссориться с младшим братом, чтобы он лишил тебя места в семейной могиле? И что вообще мы знаем о младшем брате «люциферова сына»? Может, он такой же мизантроп?
- С братом Сергей прекратил общение еще в самом начале деятельности МММ, - рассказывает адвокат Александр Молохов. - Он считал Вячеслава предателем и полностью вычеркнул из своей жизни. А почему, никогда не объяснял.
- Неужели вообще о нем не вспоминал?
- Сергей Пантелеевич легко менял свое окружение, бросал людей, как перчатки. Похоже, люди ему правда были не нужны и не важны. У него было такое внутреннее презрение к простым смертным. Рядом с ним всегда были помощники, но он считал их кем-то вроде денщиков. При том, что он был очень скромен в быту, почти ни в чем не нуждался, кроме книг, но ощущал себя выше остального мира.
Сам он про своего младшего брата никогда не говорил. Но в его окружении считали, что младший Мавроди — лишь бледная тень старшего. Сергей — генератор идей, а Вячеслав, оставаясь в том же сегменте и не общаясь со старшим братом, этими идеями пользуется.
Сергею Пантелеевичу не раз говорили, что младший брат копирует его, даже внешне, но Мавроди-старшему на это было плевать. Он мыслил намного шире. Например, выходил на связь с Ассанжем и предлагал ему сотрудничество. Думаю, и нынешний бум на биткоины тоже не обошелся без участия Сергея Пантелеевича.
Судя по страничкам братьев Мавроди в соцсетях, младший брат и впрямь не сводил глаз со старшего, несмотря на полное отсутствие контактов. Только старший Мавроди заводит аккаунт, где активно переписывается по-английски с вкладчиками своей последней пирамиды из Нигерии, как младший тут же начинает похожим образом выманивать денежки из жителей Индонезии. Старший не ленится и ежедневно напоминает нигерийцам: «Не упустите свой шанс разбогатеть». И младший Мавроди не отстает, тормоша своих индонезийцев.
Одноклассники Сергея Мавроди по московской школе №35, что близ Новодевичьего проезда, помнят Маврика, как они его называли, «отчаянным и упорным». Но еще более упорным был его младший брат Вячеслав, только, если что, прятался за старшего.
- Его младший брат Славка, считался ещё более упёртым, - вспоминает одноклассник Сергея Мавроди Вячеслав Зимин. - Учился он с моей сестрой. Приходит она однажды на переменке вся в слезах, я спрашиваю: «Кто обидел?» Она указывает на Славку. Ну, я его и прижал как следует к стенке. Тот побежал жаловаться брату.
Соседи Мавроди на Комсомольском проспекте вспоминают, что в их элитный дом Сергей переехал из старой восьмиэтажки в Новодевичьем проезде. Некоторые помнят его маму Валентину Федоровну, умершую в 1986 году. А отца, ушедшего в 1980, не помнит никто.
Большинство соседей лучше запомнили модель Елену Павлюченко, бывшую жену Сергея. По их словам, «она была длинная, видная, жила тут, когда он сидел». Высокая красавица из Запорожья среди жителей дома считалась такой же «достопримечательностью» как живущие тут же семьи Янковских и Маликовых.
В последнее время в квартире жил один Сергей. Но вел он себя тихо, неприметно. К нему приходили какие-то люди, но точно не бывшая жена и не брат.
- Ну, такой человек, как Сергей Пантелеевич, не мог оставаться без внимания самых разных людей, - отвечает на вопрос, кто мог ходить к «финансовому люциферу» адвокат Александр Молохов. - Вокруг него постоянно крутились и спецслужбы, и криминал. Помню, как в 2012 году ко мне пристали журналисты с вопросом - кто дергает Мавроди за нитки? Мы с Сергеем Пантелеевичем задумались. Ответить правду, что никто — не поверят. Ответить, что Кремль, чтобы читателям было интереснее, тогда уже было опасно. И решили ответить, что Вашингтон дергает. Это везде напечатали. А Сергей Пантелеевич только усмехался людской глупости, как истинный Люцифер.
- Значит, с вами он все же общался «по-человечески»?
- Я работал у Мавроди в период так называемой «второй пирамиды», с 2011 по 2012 год, потом он точно так же вычеркнул меня из своей жизни. Хотя мы вместе многое пережили. Когда весной 2012 года его арестовали, я подоспел первым, и мне удалось его освободить. Когда повалились иски, чтобы блог его запретить. Всякое было... Я все его книги прочитал. И считаю, что его «Тюремные дневники» - лучшее, что написано в России о тюрьме. Мы на почве этой книги с ним и познакомились.
- Он вам щедро платил?
- Он никогда не платил сам и вообще не решал финансовые вопросы. Договоренностей по оплате труда он не нарушал, но делали это его помощники, он не брал в руки денег.
Жена с исполненной мечтой
Экс-супруга Сергея Мавроди Елена, о которой сейчас молва гласит, что она даже внешность изменила, «лишь бы забыть брак с главным пирамидчиком страны, как страшный сон», растит его дочь Ирину. Знакомые Елены говорят, что Сергей Пантелеевич никогда ее не видел и не интересовался ею.
- Елену он сам бросил, - говорит Александр Молохов, - когда сидел с 2003 по 2007 год. Подал на развод и попросил, чтобы ее не пускали к нему на свидания в тюрьму. Он считал, что он ее отпустил, чтобы не портить жизнь молодой женщине.
Со мной он никогда об этом не говорил, это было табу. Но поступок вполне в стиле Сергея Пантелеевича. Он вообще, несмотря ни на что, был такой глубоко советский человек. Жил «совковыми» понятиями, при которых семейными перипетиями всерьез может интересоваться только товарищеский суд.
Действительно, «финансовый люцифер», который за полгода работы своего детища «МММ» контролировал треть бюджета страны, как-то обмолвился, что его жене «не о чем больше мечтать, ведь он уже купил ей отдельную квартиру».
В 2005-м Сергей Мавроди, находясь за решеткой, по собственной инициативе развелся с Еленой. А в 2006-м узнал, что она родила от него дочь, но даже не изъявил желания ее увидеть.
Была ли в этом доля вины Елены? Может, она пеняла супругу за то, что обрек ее на существование «соломенной вдовы»?
- Елена была очень предана мужу, гордилась им, - вспоминает редактор одного из столичных изданий, - и переживала, что он отказывается от свиданий с ней.
В их редакции Елена Павлюченко-Мавроди появилась в конце ноября 2003 года, когда Сергей уже сидел в тюрьме, а Елена жила одна в его квартире на Комсомольском проспекте. Она и пришла по рекомендации одного из соседей Мавроди. Дело у нее было конфиденциальное.
Елена принесла с собой исписанные от руки листки, которые во время свидания передал ей муж. Все, что она хотела - чтобы рукописный текст набрали на компьютере надежные люди, об этом просил ее супруг.
Пока в редакции выполняли деликатную просьбу, поняли, что текст весьма любопытный, и в обмен на услугу попросили разрешения напечатать отрывок. Елена ответила, что сначала должна спросить разрешения у мужа. Через неделю она позвонила и сообщила, что Сергей Пантелеевич разрешает. И в декабре 2003 был напечатан самый первый рукописный отрывок «Тюремных дневников» Сергея Мавроди, который намного позже станет книгой.
Спустя месяц, Елена приехала за авторским экземпляром для Мавроди и посетовала редакционным девушкам на то, что муж стал отказывать ей в свиданиях. «Этот дурак думает, я стыжусь того, что у меня муж зэк, - сказала тогда Елена. - Если бы я стыдилась, чего бы я жила с ним столько не расписанной, пока все было хорошо, а замуж пошла только в 1993-м, когда у него начались проблемы с законом?!»
- Александр, вы были рядом, когда Сергей Пантелеевич прятался в подполье от судебных приставов? Неужели ни одной женщины все это время у него не было?
- При мне не было никаких женщин, - отвечает адвокат Александр Молохов. - Он вообще был равнодушен ко всему земному, кроме рыбалки и мяса. Мясоедом он был убежденным, хотя при врожденном пороке сердца, который у него был, это не полезно. Это мы с ним обсуждали. Рыбалку очень любил, но тоже пассивно. Например, в августе 2011 мы с его помощниками подарили ему рыбалку на день рождения. То есть, приехали, собрали, одели, вывезли, дали в руки удочку...
- В Боткинской говорят, что обнаружили следы алкогольной интоксикации...
- На моей памяти Сергей Пантелеевич вообще не пил. Если только символически мог рюмку поднять за компанию. Это человек с железной волей. Да и равнодушен он был к спиртному. Хотя допускаю, что в последние годы он мог измениться.
Сегодня бывшая жена самого масштабного финансового махинатора эпохи уверяет: действительно, все, что он для нее сделал - это купил отдельную квартиру.
Кто же мог знать, что в конце жизненного пути финансового гения у него не будет даже отдельной могилы! И если сейчас, когда родной брат отказывает ему в семейном захоронении, на место под землей для Мавроди скинутся обманутые вкладчики (а такой призыв уже появился в Сети), это, пожалуй, будет лучшей пирамидой в его жизни. Увы, надгробной.
В продолжение темы: Прах основателя "МММ" Мавроди предложили развеять в космосе