После того как в Нижегородской области состоялись изменения во власти, в регион устремились новые экономические игроки, которые, по мнению участников пресс-показа, затеяли передел сфер влияния. Одной из их жертв стал Олег Сорокин. Представители местных элит уверены, что видного регионального общественного деятеля и предпринимателя хотят лишить свободы, чтобы захватить бизнес его семьи.
В конце 2017 года Олег Сорокин был взят под стражу, а журналист Аркадий Мамонтов и политтехнолог Геннадий Григорьев одновременно с его арестом выпустили заранее снятые фильмы, в которых заявляют, что Сорокин якобы пользовался своими полномочиями главы города для лоббирования интересов компаний, принадлежащих его жене. В частности, на льготных условиях выделял земли под возведение жилых многоэтажек, подводил к ним за городской счет коммуникации, обеспечивал детсадами и так далее. В противовес им нижегородские журналисты решили сами пролить свет на то, каким был экс-глава города.
В фильме под названием «Олег Сорокин. Опровержение лжи Мамонтова и «Пожирателя»» приводится масса документов, свидетельствующих о том, что на самом деле все не так, как пытаются представить журналисты. Например, в годы, когда он работал главой Нижнего Новгорода, у главы города в соответствие с Уставом вообще не было никаких распорядительных полномочий. Муниципальной землей распоряжался глава городской администрации, а это совсем другой человек. Больше того, в фильме показаны документы, из которых видно, что земельные участки под строительство всех торговых центров были выделены еще до того, как Олег Сорокин стал главой города.
В фильме говорится, что Сорокин всегда вел дела прозрачно и публично. К началу 2000-х годов он создал компанию, которая занималась строительством жилых домов, бизнес-центров и торговых комплексов, став одним из крупнейших налогоплательщиков в Нижегородской области, и никогда не скрывал своих деклараций доходов и имущества. Семья Сорокина заплатила в общей сложности 2,8 млрд рублей налогов, и еще около 8 млрд рублей налогов перечислили в бюджеты разных уровней принадлежащие жене Сорокина организации.
Сорокин активно занимался благотворительностью: из личных средств профинансировал реконструкцию и развитие театра для глухих детей «Пиано», выделял деньги на лечение детей-инвалидов, поддержку многодетных семей и так далее. По словам Захара Прилепина, Сорокин выделил из личных средств около 10 миллионов рублей на гуманитарную помощь ДНР. Прилепин утверждает, что это была самая большая сумма, которую кто-либо от себя лично отправлял на Донбасс. К тому же он оказался единственным нижегородским чиновником, который оказывал помощь самопровозглашенным республикам на востоке Украины, прекрасно осознавая, что за этот поступок он мог легко загреметь под санкции.
«Пример Сорокина говорит о том, что в России есть люди, которым важно быть полезными для общества. В суде мы представили более 50 документов о том, какой благотворительностью он занимался, но наши доводы не подействовали. Президент России Владимир Путин неоднократно говорил, что когда речь идет о преступлениях, которые не направлены против личности, обвиняемых нужно оставлять под стражей лишь в самых крайних случаях. Складывается впечатление, что Сорокин кому-то перешел дорогу. Его обвиняют в том, что он якобы совершил в 2004 и 2013 годах.
Отметим, что стремительный взлет нижегородского предпринимателя и раньше встречал сопротивление. В декабре 2003 года на трассе Нижний Новгород — Касимов на Сорокина было совершено покушение. Неизвестные расстреляли его автомобиль. В бизнесмена попали 4 пули, которые навсегда остались в его теле, из-за ранения он лишился селезенки. Суд признал виновными в нападении вице-спикера заксобрания Нижегородской области Михаила Дикина и его брата подполковника милиции Александра Дикина. Тогда Сорокину удалось пережить атаку, но сегодня на его дороге встали уже другие люди.
Сегодня в Нижегородскую область заходят новые игроки, которые готовы перемолоть местную элиту. В частности, в разговоре с «МК» это признал мэр Нижнего Новгорода с 1999 по 2003 годы Юрий Лебедев: «Желание некоторых людей заполучить бизнес Сорокина сошлось с политической конъюнктурой. Не удивлюсь, если в скором времени в область хлынут подрядчики из других регионов. Очень странно, что с одним из самых крупных налогоплательщиков в Нижнем Новгороде, который давал работу тысячам людей, поступают таким образом».
Похожую оценку дал политик Никита Исаев: «Сейчас в Нижнем идет медийная война против семьи Сорокина. Что только не упоминают, кроме того, что касается самой сути дела. Видимо, таким образом пытаются увести внимание общественности и компенсировать этим отсутствие доказательной базы. Параллельно вбрасываются негативные слухи о строительных объектах, которыми занимаются компании Олега Сорокина. Причем общественности сейчас это дело стараются преподнести под «политическим соусом». Но, я убежден, что экономики в деле Сорокина больше, чем политики. А все остальное — это декорации и дымовая завеса, скрывающие атаку лобби, заинтересованного захватить нижегородские рынки».
Подобную подоплеку уголовного дела против Сорокина видит и представитель компании «Столица Нижний» Борис Замский: «Еще до того, как стать главой Нижнего Новгорода, Сорокин прекратил свою предпринимательскую активность. Его бывшая строительная компания работает на рынке уже больше 15 лет. За это время она построила 69 жилых домов, где теперь живут больше 20 тысяч человек. В декабре 2017 дольщиков фирмы захлестнула информационная волна, которая была направлена на то, чтобы убедить их в скором банкротстве застройщика. Некие люди регистрировали в соцсетях аккаунты и размещали в группах дольщиков ссылки на материалы, порочащие Сорокина. Появляются статьи о том, как люди бьют тревогу, рвут договора и так далее».
Адвокат Петр Баренбойм отметил, что дело Олега Сорокина может иметь серьезный резонанс. «Сейчас правительство пытается привлечь уехавших за границу, чтобы и сами они вернулись, и капиталы вернулись, — напомнил Петр Баренбойм. — Это уже третья волна такой правительственной кампании, но она плохо идет, поскольку люди не верят, что они вернутся в страну и не будет проблем. Я думаю, что громкое дело Сорокина может повредить этой кампании, которая еще только начинается».
Впрочем, телеведущий Дмитрий Дибров, который давно дружит с семьей бывшего главы Нижнего Новгорода, уверен, что у этой истории будет счастливый конец. «Зло может побеждать только на небольшом временном отрезке, а стратегически всегда побеждает добро. Зима пройдет, а следом за ней наступит весна, причем не только для Сорокина, но и для всей России», — сказал Дибров после презентации фильма.