Напомним, что широкий общественный резонанс вызвало недавнее трагическое происшествие в Подмосковье. Ночью 11 марта на 19-летнего жителя поселка Курсаково под Истрой напала стая собак. От полученных ранений он умер на месте. Погибшим оказался отец будущего ребенка племянницы музыканта Юрия Лозы. В ту же ночь эти же собаки набросились на 26-летнюю женщину. Ее спас местный житель, практически отбивший ее у стаи.
Этот случай вызвал волну обсуждения. Активизировались кинологи, зоозащитники, догхантеры, собаководы и просто неравнодушные люди. Но после вчерашней пресс-конференции опять сложилось впечатление, что гора родила мышь.
«Если собака один раз напала на человека, мы должны оградить граждан от контакта с ней», — заявил Цветков на пресс-конференции. И тут же захотелось вмешаться. Позвольте, товарищи, а может, можно придумать что-то более рациональное, чтобы не доводить до «одного раза»? Ведь для кого-то он станет последним.
А дальше Антон Цветков продолжал: «Убивать таких собак не стоит исходя из гуманных соображений. Но для них может существовать пожизненное заключение. В отличие от человека такую собаку никто не воспитывал, поэтому для нее напасть на прохожего совершенно нормально. Но мы должны защитить людей от опасных животных, их надо убирать с улицы, изолировать».
В свою очередь учредитель и генеральный директор Фонда защиты городских животных Екатерина Дмитриева отметила, что подобные заведения для собак уже существуют.
«Если мы говорим про приюты муниципального типа в Москве, это и есть пожизненное содержание, тюрьма. Есть приюты без клеточного содержания, есть приюты с большими вольерами, разные концепции и подходы», — уточнила она.
По сути, получается так, что у безнадзорных собак в нашей стране два варианта существования: «в тюрьме», то есть в приютах, и на свободе, которая в действительности может оказаться хуже неволи. Чиновники называют пребывание дворняг на улицах жизнью в среде обитания. Но такое словосочетание, поверьте, дико прозвучит для слуха любого европейца. Поскольку в большинстве развитых стран нет даже понятия «бродячие животные». Там у каждого питомца есть свой хозяин, а если этот питомец вдруг по каким-то причинам оказался на улице, наказание за этот беспредел будет нести его владелец.
По большому счету, все уже давно сказано. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Если собаку выкинули в «среду обитания» — неважно, из пункта передержки после стерилизации или из дома, — жизнь заставит ее быть агрессивной. В любом случае заставит. Наверное, единственный способ решить проблему с нападением собак на людей — это пристраивать их в надежные руки. Потому что тюрьма и свобода для них — два совершенно неприемлемых способа существования.
Вопрос этот стоит уже второе столетие, но до сих пор остается открытым.