Споры о том, как и откуда появляется Благодатный огонь на Гробе Господнем, длятся веками. А в последнее десятилетие пик активного обсуждения случается как раз за несколько недель до Великой субботы.
И в этом, наверное, тоже нет ничего мистического. Всем хочется знать, зачем в Иерусалим в этот день съезжаются многие тысячи православных. Поскольку, в отличие от большинства церковных таинств и обрядов, чудо Схождения Благодатного Огня — весьма закрытое явление, в момент возникновения огня непосредственно у ложа Христова находится всего один человек, Патриарх Иерусалимский греческой православной церкви — сомнений и споров хватает.
Как человек, неоднократно присутствовавший в Храме в момент Схождения, могу сказать, что даже тем, кто стоит непосредственно у стен Кувуклии, не узреть того, что происходит внутри. Но обряд Схождения выверен веками и во многом связан именно с тем, чтобы опровергнуть все мысли о «человеческом происхождении» огня. Ведь во времена арабского и турецкого владычества от этого зависела сама жизнь православных священников. Именно тогда появилась традиция: Патриарха к Кувуклии сопровождала турецкая стража. Это сейчас она выполняет «декоративную функцию», а прежде стояла у дверей часовни с ятаганами наголо, наблюдая, чтобы внутрь не попал никакой источник огня.
Из века в век переходит и другая традиция: ключи от Кувуклии хранятся в мусульманской семье. Они затворяют дверь гробницы в канун Великой субботы, проверяя, чтобы там не было никаких «зажигательных» предметов. Во всяком случае, так было еще десятилетие назад. И уж точно, как и много веков до этого, перед тем, как Патриарх Иерусалимский зайдет в Кувуклию для молитвы о Схождении Огня, его разоблачают до исподнего на глазах тысяч и тысяч людей и обыскивают, проверяя, чтобы при нем не было ни спичек, ни зажигалок. Насколько тщательно, Бог знает. Но традиция соблюдается неуклонно.
Дальше Патриарх заходит в Кувуклию, которая состоит из двух «помещений»: придела Ангела и самой пещеры Гроба Господня, где находится ложе Христово. Туда его сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата. Армянский священник остается в приделе Ангела, к ложу допускается лишь Патриарх Иерусалимский греческой православной церкви.
Видит ли армянский священник, что происходит в другом помещении? Во всяком случае, лишь эти двое имеют представление о том, как появляется огонь... Отсюда и многочисленные версии, споры.
В последние годы много вопросов стало вызывать точное, как по часам, Схождение Огня. Прежде верующие часами молились в ожидании чуда. Сейчас же огонь возгорается минут через двадцать после того, как Патриарх заперся в Кувуклии.
Очередной виток споров вокруг Благодатного огня «МК» прокомментировали представители Русской Православной церкви:
Протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма Святого Феодора Студита у Никитских ворот: «Очевидно, что имела место некая провокация со стороны израильского телевидения. И в Израиле, и в Европе есть люди, которые хотели бы принизить христианство, подвергая сомнению то, что происходит в Великую субботу в Храме Гробя Господня. Но я и прежде слышал эту версию от людей, которые служили в Иерусалиме. Можно, конечно, всему этому верить или не верить. Однако, мне кажется, для христианских общин, которые имеют к этому отношение, в первую очередь, для Иерусалимского Патриархата, очень важно сказать правду, прямо ответив на вопрос: сходит ли огонь с неба или его зажигают от лампадки.
Я предвижу, что от ответа и на этот раз будут всячески уходить, отделываясь общими формулировками. Но люди, конечно, хотят определенности. Я убежден, что в прежние века огонь, действительно, сходил с неба. Если сейчас это чудо от нас отнято, то это особое Божие предупреждение: милость Божия отступает от мира, который сам отступает от Христа.
Может быть так, что благодатный огонь не сходит к тем, кто встроен в новый мировой порядок, но сходит к простой паломнице, которая молится в Храме Гроба Господня, или даже к людям, которые истово молятся где-нибудь в сельском храме. В этом случае, даже если огонь зажигается от спички, он по вере людей становится подобным благодатному. А те, кто прибегает к уловкам, если это действительно так, от Бога получают своё.
Рано или поздно кто-то заснимет происходящее в Кувуклии на видео или иным способом добьётся признаний. Тайное всегда становится явным, поэтому лучше для Церкви сказать правду. Молчание или туманные слова в таких случаях всегда вызывают лишь большие подозрения. Христос сказал в Евангелии: « Да будет слово ваше: да, да; нет, нет. А что сверх этого, то от лукавого».
Протодиакон Андрей Кураев, богослов: «Израильское телевидение не совсем компетентно в этих вопросах, и поэтому в репортаже перепутало священника, вмешавшегося в беседу, назвав его коптом, хотя это был православный грек. Именно представители этих двух христианских церквей входят в Гроб Господень за Благодатным огнем: Греческого Патриарха Иерусалимского сопровождает представитель армянского Иерусалимского Патриархата. Интервьюируемый армянин как раз и говорит, что он трижды выполнял эту миссию, присутствуя при этой церемонии. И, получается, что один из двух ее свидетелей отрицает самовозгорание свечей.
Надо сказать, что армянские священники не раз говорили о том, что
Армянская церковь не настаивает на чуде самовозгорания. С другой стороны, нынешний греческий патриарх Иерусалимский Феофил тоже никогда не говорил, что это чудо. Даже когда его прямо спрашивали об этом, он переводил разговор на другую тему: про свои ощущения, про благодать вообще. Но про самовозгорание он никогда не говорил. И только русские телевизионные комментаторы заходятся в экстазе, повествуя о том, что это именно самовозгорание.
Я бы обратил внимание вот на что: нет ни одной советской атеистической брошюрки с критикой этого православного верования. Хотя, казалось бы, тут есть о чем с точки зрения науки поговорить, советская пропаганда эту тему игнорировала.
Почему? Очевидно, потому, что эта тема отсутствовала в массовом церковном сознании. И в церковной апологетике дореволюционных лет эта тема отсутствовала. Ее упоминания встречаются в записках паломников. Но никогда огонь не презентовался как опора православной веры. И только когда открылся туристический бизнес в Израиле в 90-е годы, вдруг оказалось, что эта самая важная часть православной веры. И это совпадение заставляет задуматься.
В целом же, я скажу: есть чудо крещенской воды. Но никто при этом не говорит, что вода сама конденсируется на стенках пустого бака. Есть чудо литургии. Но хлеб и вино для нее приносим мы, а не ангелы. Освящение воды, зерна, хлеба — это освящение того, что люди принесли. Также и освящение свечей и огня. Творение «Ex nihilo» - «из ничего» произошло лишь в начале времен. Потом и мы и Творец лишь создаем новые сочетания».
Читайте материал: РПЦ раскритиковала армянского священника, раскрывшего тайну Благодатного огня