— В школах США уроки плавания являются обязательными, а дети, не сумевшие сдать по их итогам зачет, занимаются дополнительно, пока не сдадут. Даже во Вьетнаме эти занятия обязательны с 5-го класса! — обрисовал ситуацию зампред комиссии Общественной палаты по физкультуре и популяризации здорового образа жизни Сергей Кашников. — А у нас этого нет: в итоге в Мурманской области, например, не умеют плавать 90% младших школьников и 40% старших!
Неумение держаться на воде оборачивается страшными трагедиями на воде. Директор Федерального центра организационно-методического обеспечения физвоспитания Минобрнауки Николай Федченко говорит, что выход один — плавательный всеобуч, благо отдельные положительные примеры, в частности в Москве, есть:
— Предлагаю воспользоваться опытом столицы и разработать программу обучения плавания в школах и механизм ее внедрения, — предлагает он. — В частности, дать право школам заключать договоры с бассейнами напрямую; предусмотреть строительство бассейнов в школах и детских садах; создать систему методического сопровождения и повышения квалификации учителей физкультуры; провести мониторинг образовательных программ по обучению плаванию; а для мотивации педагогов разработать систему грантов.
Воспользоваться этим и другим «опытом столицы», смею предположить, хотели бы многие, если не все. Но для этого надо иметь финансовые возможности Москвы. А где их взять регионам, за редчайшим исключением являющимся дотационными? И если методики с программами и подготовку физруков они еще «потянут», то массовое строительство детских бассейнов с «лягушатниками» и оснащенных ими новых школ с детскими садами, без чего малышей в отсутствие родителей запускать в воду запрещает закон, — наверняка нет. Напротив, господствующей тенденцией сегодня является «снижение количества образовательных учреждений, имеющих бассейны и обучающих детей плаванию», — признал Федченко. Какой уж тут всеобуч!
Есть, правда, федеральная программа строительства новых школьных зданий на местах. Но наличия бассейнов большинство проектов не предполагает. А удорожить их добавлением мест для плавания никто не позволит: даже в нынешнем, более дешевом «сухопутном» виде программа с привычными ссылками на безденежье финансируется в лучшем случае на 50%, и эти масштабы заложены на ближайшие три года. В итоге «инфраструктуры, которая обеспечила бы плавательный всеобуч, в стране, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана, нет, — констатировала член Комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Наталья Кувшинова. — А без ее создания ничего не будет: если в городе нет ни одного бассейна, все останется только нашими благими пожеланиями».
Не решит проблемы и предложение строителей переоборудовать под бассейн одно из свободных помещений в детских садах. Кто и где видел у нас таковые, если в детсадовские группы набито по 30 детей, а очередь в ясли растет не по дням, а по часам?! Похоже, единственный выход пока предлагает лишь МЧС: теоретические занятия плаванием в рамках школьного ОБЖ и отработка практики на массовых соревнованиях по основам безопасной жизнедеятельности. Правда, чтобы соревноваться, надо хотя бы что-то уже уметь. Даст ли этот навык теория?