Однако в решении есть как минимум три странных обстоятельства – места, времени и образа действия. Научно-методический совет министерства на прошедшем заседании должен был начать рассмотрение заявок на включение в Федеральный перечень учебников (ФПУ) новых учебников, прошедших все требуемые приказом Минобрнауки экспертизы: научную (или научную историко-культурную для учебников истории), педагогическую и общественную экспертизу – в общем случае, а также дополнительные этнокультурную и региональную экспертизы в случае написания учебника на одном из языков народов РФ. Однако этого не произошло: вместо долгожданного пересмотра списка рекомендованной для школ литературы (который кардинально не обновлялся с 2014 года) совет неожиданно принял решение поменять правила экспертной оценки.
Не стоит упускать и такой момент, что еще летом 2017–го Президент РФ В.Путин обратился к теме учебной литературы. Именно тогда Министерству образования и науки было дано официальное поручение представить предложения по повышению качества экспертизы учебников для общеобразовательных школ и обновлять литературу для школ регулярно, с учетом новых веяний и знаний.
Семь месяцев потребовалось Минобрнауки для того, чтобы придумать предложения для Президента… и ввести дополнительную экспертизу. Правда, как она должна проводиться, по каким правилам и по сей день дня нас остается тайной «за семью печатями».
Возникает закономерный вопрос: что вообще происходит?
Заседание происходило в закрытом режиме, так что в нем не смогли принять участие многие заинтересованные стороны, а СМИ были вынуждены добывать информацию из кулуарных источников, причем до сих пор неясно, чем была вызвана такая ситуация.
Так чего же так боятся в министерстве?
Можно предположить, что Минобрнауки хотело что-либо выносить на суд общественности. Так, приказ № 870 ««Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ…» совершенно четко определяет алгоритм попадания литературы в ФПУ. Он обязывает издателей обеспечить надлежащую экспертизу предлагаемых учебников и очень подробно расписывает, как ее проводить, и какие факты в результате должны быть установлены. Так, при научной экспертизе заключение должно содержать однозначные выводы о том, что экспертируемое издание является учебником; наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); учебник соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета (предметной области) (при ее наличии); в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня общего образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования, отсутствуют недостоверные факты; учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий; иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его; в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.
Это только одно экспертное заключение, а их должно быть по закону три или пять, напомним. По каждому предлагаемому для внесения в ФПУ учебнику.
Заявки на включение в Федеральный перечень принимались в период с 10 сентября по 10 ноября 2017 года. За это время, согласно ответу Минобрнауки на запрос первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке О. Н. Смолина, на рассмотрение министерства было направлено 993 комплекта учебников 18 российских издательств.
Но по данным пресс-центра Минобрнауки, на минувшем заседании совет объявил о решении подвергнуть дополнительной экспертизе1809 учебников! Откуда взялись еще 816 комплектов вдобавок к представленным по правилам девятистам девяноста трем? Таким образом, министерство отправило на экспертизу «лишние» издания? Как это возможно, если срок подачи заявок уже истек?
Кроме того, непонятно, кто будет проводить экспертизу, и за чей счет этот банкет, можно ли предположить, что у Минобразования есть академики для проведения всех надлежащих научных исследований?
Единственное, что пока удалось выяснить (тоже, впрочем, неофициально): министерство вроде бы не намерено «вешать» на издательства финансирование дополнительной экспертизы (а это весьма дорогостоящий процесс), однако и за свой счет проводить эти исследования тоже не собирается.
Так кто же будет их делать?
Минобразования обещало ответить на этот и все остальные вопросы в десятидневный срок, однако за этот период вряд ли можно выстроить грамотный и толковый процесс. Разрушить то, наверное, можно, а выстроить вряд ли.
Кроме того, возникает вопрос о конкретных причинах, по которым утвержденные ранее методы экспертизы оказались, по сути, ненужными появились ли претензии к качеству научно-педагогической оценки РАО и РАН или сам список критериев, по которым оценивались учебники, оказался недостаточен?
И, наконец, последний вопрос: почему именно сейчас министерство решило начать процесс пересмотра всего и вся? Не для того ли, чтобы отвлечь внимание от ситуации с обновлением ФПУ?
Справка
Федеральный перечень учебников (ФПУ) носит рекомендательный характер, и формально школы могут самостоятельно решать, какие книги использовать в образовательном процессе, однако лишь вошедшие в ФПУ могут приобретаться учебными учреждениями за бюджетные деньги, а значит, выдаваться школьникам бесплатно.
А меж тем российским школам уже сейчас необходимо определяться и закупать пособия, требования к которым, как выяснилось, не доработаны.
Какие новости мы услышим через эти десять дней? Кто может быть спокоен за свои учебники? Мы бы не советовали авторам расслабляться: лихорадочные метания могут затронуть любой учебник. Судя по последним громким медийным скандалам, когда придираются к вырванным из контекста фразам и упрекают в недостаточной патриотичности даже математические задачники, под удар может попасть кто угодно. Однако особые проблемы могут ждать пособия по истории и географии. Правила игры, похоже, будут менять непосредственно на переправе.
Так что по пессимистичным прогнозам школы могут и на следующий учебный год остаться без новых учебников.