МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Муми-тролли лечат ожоги: необычная художественная акция в детской больнице

«МК» с помощью художников разукрасил стены отделения, где спасают маленьких пациентов

Вы попали в больницу — что может быть хуже? А если тебе 10 лет, боль сжигает изнутри, страх сковывает по рукам и ногам... Для ребенка госпитализация — всегда огромный стресс. Дети напуганы неизвестностью, возможной болью, разлукой с родителями и привычным миром. Именно поэтому так важно, чтобы маленькие пациенты, попадая в стационар, видели вокруг себя дружественную обстановку. Которая проявляется не только в добром отношении, но и в особенностях оформления интерьера.

«МК» решил внести скромный вклад в визуальную оптимизацию больничного пространства в Москве. За помощью мы обратились к художнице и исследователю культурного наследия северных стран Лисе Лельковой. А в знаменитой «девятке» — детской больнице имени Сперанского на Шмитовском проезде — с готовностью предоставили нам стены для творчества. Захватив краски, кисти и книги, мы отправились в одно из отделений.

Фото: Елена Апрельская

В Интернете можно найти примеры совершенно ошеломляющего оформления детских больниц. Аппарат для проведения МРТ, выполненный в виде космического корабля или аквариума с рыбками, палаты в стилистике сказочных замков, двери врачебных кабинетов, оформленные как двери в длинном ярком автобусе, и многое другое. В столичных лечебных учреждениях чаще всего можно встретить нарисованных персонажей российских мультфильмов и сказок. Мы решили явить миру более экзотических для российских детей героев — муми-троллей и их друзей.

— Очаровательные персонажи финно-шведской художницы и писательницы Туве Янссон известны и тепло приняты как детьми, так и взрослыми во всем мире, — объясняет художница Лиса. — Поэтому мыслью я обратилась именно к ним. В действительности едва ли найдутся сказочные образы добрее, честнее и в целом оптимальнее для использования в рамках детской больницы, нежели муми-тролли.

Главный врач больницы Анатолий Корсунский предложил нам полную свободу в выборе помещения для творчества. Мы ходили по этажам пятого корпуса и думали, на каком отделении остановить внимание. Где персонажи родом из северных холодных стран будут смотреться наиболее уместно? Ответ пришел сразу, как только мы оказались в ожоговом центре, — муми-тролли должны поселиться именно здесь.

Ожог — тяжелейшая травма, не только физическая, но и психологическая. Особенно если пострадавший совсем малыш (а таких, опрокинувших на себя горячий чай или суп, здесь предостаточно) и не понимает, почему ему так больно.

Фото: Елена Апрельская

Через детский ожоговый центр в год проходит 1200–1300 маленьких пациентов. Тяжелых детей часто доставляют на вертолете — на территории есть спецплощадка для взлета и приземления. Сюда приезжают дети со всей России — отделения оснащены всем необходимым медицинским оборудованием, за жизнь и здоровье маленьких пациентов борются высококлассные специалисты. Здесь спасали жизнь Матвейке, который в трехдневном возрасте получил ожоги 75% поверхности тела при пожаре в Тульском роддоме. Здесь делают сложнейшие операции детям-бабочкам — страдающим редким врожденным заболеванием, при котором кожа и слизистые настолько хрупкие, что на них постоянно образуются раны. Только что уехали домой дети с Чукотки, серьезно пострадавшие при сильном пожаре в жилом доме. В ноябре их спецбортом доставили в Россию — и вот спустя 2,5 месяца они выздоровели и смогли вернуться домой.

Выбирая расположение рисунков, мы в первую очередь руководствовались их соотношением с внутренним обустройством отделения. Хотелось бы, чтобы персонажи не просто были разбросаны по стенам в хаотичном порядке, а давали пациентам некоторые подсказки о том, что находится рядом. Расчет был таким, чтобы муми-тролли и их друзья подбадривали детей не только своим милым внешним видом, но и действиями, которые они совершают.

Поэтому при входе в отделение, в самом начале коридора муми-тролль ведет за руку Снусмумрика с малышкой Мю на шляпе. Это первое, что увидят дети, оказавшись на новом месте. Около туалета для девочек теперь прихорашивается Фрекен Снорк, а перед уборной для мальчиков муми-тролль напоминает о важности мытья рук. На пути к кухне на перекус устроилось все семейство мумии-троллей. Такие подсказки помогут детям ориентироваться в пространстве, где много одинаковых белых дверей с лаконичными табличками.

Фото: Елена Апрельская

— Персонажи Туве Янссон являют собой утопический вариант семьи, где каждый самодостаточен и прекрасен, — объясняет Лиса. — Будь то уютная муми-мама, авантюрный муми-папа, мудрый Снусмумрик, трогательно наивный Снифф, храбрая Мю или же любопытный и миролюбивый Муми-тролль. Уникальность книг состоит еще и в том, что при всех опасностях и грандиозных перипетиях сюжетов в них не встречается ни одного отрицательного персонажа. Поэтому мы решили визуально окружить маленьких пациентов теми, кто не может навредить или напугать, а наоборот — рассмешит, приободрит или поможет проявить любопытство.

Для детей процесс рождения рисунков превратился в своеобразную игру. Они пытались по очертаниям угадать, кто появится на стене. И если с муми-троллями еще справлялись, то другие персонажи долго оставались неузнанными. Иногда удивляли не дети, а родители — в первую очередь своей осведомленностью.

— Это что у вас тут, Снифф? — поинтересовалась одна из мамочек. И попала в точку — Лиса вырисовывала именно его, ранимого и милого зверька.

Больше всего веселья у детей вызвало изображение Стинки — маленького черного лохматого персонажа, имя которого можно перевести как «Вонючка». Его мы решили поместить перед санитарной комнатой. Дети были уже готовы держать пари на то, кто окажется ближе к истине, угадывая его суть. «Пушистый тролль», «ежик», «паук» — малыши терялись в догадках. Кажется, Стинки сразил даже уборщицу. «Какой страшенный», — покачала она головой, а потом снисходительно улыбнулась.

Нашим главным спутником и помощником на время процесса стала малышка Парвина. В больницу ее привела трагическая случайность: взяла папину зажигалку, стала играть, нечаянно подожгла волосы… Пламя за секунды охватило длиннющие косы, а пока девочка пыталась его потушить, волосы упали на лицо. Огонь успел серьезно повредить нежную кожу.

Парвина внимательно выслушивала все подробности о героях, появляющихся на стенах, фотографировалась с ними на память и расспрашивала обо всем на свете.

Некоторые рисунки мы расположили совсем не там, где бы их ожидали увидеть — например, у самого плинтуса или за углом коридора. Таким образом, для ребенка больничный коридор превратился в потенциальное пространство для игры и воображения. Маленький рост здесь только на руку — взрослые могут и вовсе не заметить малышку Мю в 10 сантиметрах от пола, а ребенок не пройдет мимо. И Парвине, и другим пациентам регулярно нужно делать процедуры разной степени болезненности. Поэтому перед процедурным кабинетом Муми-тролль утешительно обнимает свою подругу Фрекен Снорк. И если подобная арт-терапия хоть чуть-чуть снизит стресс от пребывания в больнице — значит, дорога к выздоровлению будет гораздо более комфортной.

Фото: Елена Апрельская

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анатолий КОРСУНСКИЙ, главный врач ДГКБ №9 им. Сперанского:

«Я очень приветствую художественное оформление помещений больницы. Мы считаем, что это абсолютно правильный путь. Тем самым мы с вами достигаем главного — в детской больнице любое действие, любой предмет, любой формат должен быть направлен на то, чтобы ребенок успокоился и чтобы правильно воспринял лечение. То же самое касается и родителей. Они должны понять, что пришли туда, где им помогут; где работают добрые люди, которые будут заниматься их ребенком как своим.

Поэтому мы с удовольствием принимаем художников с богатой фантазией и любовью к детям, которые готовы разрисовать наши стены. К примеру, на первом этаже корпуса №5 недавно появился великолепный рисунок по мотивам популярных детских сказок и мультфильмов. Дети знакомы с этими произведениями, узнают героев. Мы специально оформили таким образом именно те помещения, где родители беседуют с врачами. Также сюда дети приходят на амбулаторный прием. И они сразу видят, что их ждут, все приготовлено. Прекрасные рисунки у нас в отделении неврологии — дети с патологией нервной системы нуждаются в особом психологическом климате.

Также есть рисунки на наружных корпусах. К сожалению, они более уязвимы — из-за погодных условий. Они блекнут, стираются. А ведь есть категории детей, которым разрешено выходить на улицу. Они гуляют в дневные часы с педагогами, воспитателями и родителями. Для них нужно обязательно сделать ориентиры в пространстве на территории больницы. Рисунки могли бы стать точками притяжения для прогулок и поводом для обсуждения. Весной мы хотим оформить пищеблок. Было бы здорово, чтобы там появились рисунки, посвященные сказкам, которые так или иначе связаны с приемом пищи. Та же «скатерть-самобранка». Потому что для ребенка, особенно для больного ребенка, еда — это тоже испытание.

Важно и то, что дети в больнице с удовольствием принимают участие в появлении рисунков. Интересуются, задают художникам вопросы: «что это будет?», «кто это?». А все, что отвлекает их от проявления болезни, работает на выздоровление».

Выражаем благодарность за помощь и содействие в реализации проекта заместителю главного врача по хирургии Евгению Александровичу Рыжову. А главного врача Анатолия Александровича Корсунского еще и поздравляем с 60-летним юбилеем! Желаем, чтобы число маленьких пациентов сокращалось с каждым годом, а попавшие в стены больницы непременно выздоравливали.

Приглашаем художников-волонтеров для росписи наружных стен больницы! Если вы работаете в больших масштабах, обладаете богатой фантазией и готовы сделать доброе дело для детей — пишите нам на почту mknews@mk.ru

Арт-проект "МК": муми-тролли для ожогового отделения детской больницы

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах