В России всего около 15 млн дачных участков. Лидер справороссов Сергей Миронов сообщает о полутора миллионах дач, попавших в зону риска. Такая «статистика» создает образ страны, жители которой живут на трубопроводе, как опята на дереве.
Однако в докладе Минстроя РФ о числе объектов в охранных зонах «Газпрома» и «Транснефти» в целом по стране: 44 905 объектов капстроительства и 61 401 потенциально страдающих от близости трубы граждан. В судах по ним сегодня находится около 9 тысяч дел по факту незаконной постройки.
Как такое случилось? Трубы лежат в земле, которая не становится собственностью владельцев труб. Ее часто выделяли под огороды. А тут «дачная амнистия»… местная власть подсуетилась, оформила огороды в дачи. Кое-кто тут же эти участки продал, кто-то и сам построился. Во многих регионах дело шло по одной схеме – официально платили меньшую часть объявляемой суммы, а большую отдавали налом, снижая себе «будущую налоговую нагрузку». Как следствие, дом строить на такой земле нельзя, всю сумму вернуть такому дачнику вряд ли удастся.
Участки с трубами выровненные, имеют хороший подъезд. На них можно подключиться к газу или воровать горючее. Не случайно в Подмосковье, где больше всего нарушений по ОЗ, больше всего и врезок в трубу.
Весь этот праздник жизни окаймляют местные власти.
В границах ОЗ нельзя ничего строить и сажать, в зоне минимально допустимых расстояний (ЗМДР) можно сажать деревья. Но нарушений тысячи.
Жилых и нежилых объектов в ОЗ и МДР - 9134
Людей, проживающих в ОЗ и МДР - 13724
В законе не предусмотрено никаких наказаний для чиновников, нарушивших ограничения на использование ОЗ – законодательный вакуум. Пользуясь этим, некоторые хитрые чиновники продолжают выделять землю застройщикам, которые впаривают доверчивым покупателям дешевые наделы. Купив «газовый» участок земли – у граждан начинаются проблемы с собственниками трубопроводов.
Стоимость такой земли может быть в разы ниже рынка. И вот подъезжает ремонтная машина к охранной полосе, а поперек трубы – новый забор. В Подмосковье в поселке Лосиный остров есть участок, где прямо над трубой закопан частный газгольдер...
Кому претензии? Забор постоит пару лет, и вот за ним уже поднялись дачные домики. Компания – эксплуатант трубопровода начинает тяжбы. Продают такие земли конторки с громкими названиями, где людей могут даже посвятить в то, что недалеко труба. Но кадастровых ограничений никаких…
Большинство семей не могут получить полную компенсацию – большая часть денег передавалась наличными при сделке. Пермячка Любовь Турова подала иск против продавца – частного лица, который «впарил» ей участок в ОЗ с незаконным разрешением на строительство. Суд затягивается…
Есть истории и со счастливым концом. Администрацию Раменского района Мособласти суд обязал выплатить 29 млн рублей компенсации за снос дома, владелец которого имел все необходимые разрешительные документы.
Проблема компенсации владельцам решена поправками к законам, утвержденными в октябре правительством РФ. В зависимости от того, что было построено раньше: дом или трубопровод, компенсацию за снос обяжут выплатить органы местной власти или компанию –владельца трубы. За самострой компенсации, естественно, нет.
Особенно много нарушений ОЗ в Московской области. Здесь активно застраивают зону кольцевого магистрального нефтепродуктопровода (МКНПП), по которому идет топливо в московские аэропорты. Остановить МКНПП в «интересах людей, построивших дома рядом с трубами», означает выгнать на забитые дороги тысячи бензовозов, вызвав транспортный коллапс на земле и в небе.