МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Авиация быстрого реагирования

Помощь приходит с неба

В начале этой недели прошли летно-методические сборы с руководящим составом авиации МЧС России. Мероприятие началось с конференции по безопасности полетов, на которой был проведен анализ деятельности авиационно-спасательных учреждений в 2017 году, подведены итоги их работы и поставлены задачи на 2018 год.

Итоги и задачи

Авиацию МЧС России очень часто называют «крыльями надежды и спасения». И это неудивительно — уникальные подразделения всегда готовы в максимально короткие сроки перебросить спасателей, медиков, специалистов и экспертов в зону чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, перевезти гуманитарную помощь или эвакуировать пострадавших и беженцев. Кстати, в авиапарке МЧС сейчас 74 воздушных судна, из них 56 вертолетов и 18 самолетов.

Год еще не закончился, но вот цифра налета за 10 месяцев 2017 года получается внушительная — авиация МЧС взлетала более 17 тысяч раз. А задачи были самые разные: тушение пожаров и защита населенных пунктов от огня, санитарная эвакуация, доставка гуманитарных грузов, поисково-спасательные операции, эвакуация наших граждан из «горячих точек». А еще наши летчики и своих коллег из других стран в беде не бросают. В этом году летали в Сербию и Армению — помогали тушить лесные пожары.

Авиация МЧС часто тушит природные пожары. Это приходится делать в тех случаях, когда есть реальная угроза населенным пунктам. Такие ситуации, к сожалению, повторяются каждый год. МЧС проводит огромную профилактическую работу, но все равно неосторожные и беспечные туристы то костер потушить забудут, то сигарету непогашенную в сухую траву выкинут, кто-то умышленно пал устроит… Такая невнимательность имеет подчас тяжелые последствия: выгорают гектары леса, начинают тлеть торфяники… Ликвидировать подобные возгорания трудно. И именно авиация МЧС обеспечивает быстрое тушение пожара и предотвращение распространения его, безусловно, во взаимодействии с наземными группировками.

В этом году на очаги возгорания было сброшено более 33 тысяч тонн воды. И благодаря действиям спасателей более 3700 населенных пунктов, в которых проживают свыше 8 миллионов человек, были спасены от пожаров. В этом году самолеты и вертолеты МЧС поднимались в воздух на 15% чаще, чем в предыдущем. И этот показатель самый высокий в тех регионах, где было больше всего пожаров: в Сибирском, Дальневосточном и Южном федеральных округах.

А ведь нужно не только забрасывать в зону ЧС спасателей — нужно оттуда эвакуировать людей или вывозить пострадавших, которым требуется помощь. И тут буквально за 20 минут самолет или вертолет способен превратиться в летающий госпиталь — для этого разработали специальные медицинские модули. Оборудование устанавливается на борт, и группа медиков и инженеров сопровождает людей к месту дальнейшего лечения. Нужно сказать, что за 10 лет использования этой технологии всех пациентов довезли живыми.

В этом году авиацией МЧС уже эвакуировали более 2800 человек. Это и эвакуация из других регионов страны при ЧС, и из-за рубежа, и вылеты на небольшие расстояния — например, на ДТП. Главное, чтобы можно было сесть максимально близко к пострадавшему, а дальше медики уже сделают все необходимое, чтобы спасти человека.

Участвует авиация МЧС и в гуманитарных миссиях. В этом году экипажи доставили более 300 тонн гуманитарного груза. Необходимые вещи отправились в Йемен, Мексику, Таджикистан, Вьетнам, Шри-Ланку.

Но ведь любой самолет или вертолет не полетит без опытного экипажа.

Во время конференции заместитель начальника Управления авиации и авиационно-спасательных технологий Анатолий Якунов отметил, что развитие авиации МЧС России зависит не только от анализа проведенных операций и освоения новой техники, но в первую очередь от подготовки специалистов.

«В настоящее время авиация МЧС стоит на пороге обновления, в ее состав входит молодой летный и инженерно-технический состав. В этой реалии очень важно, чтобы опытные инструкторы передавали положительный многолетний опыт, обучали тактическим приемам, помогали в освоении современной авиационной техники и вопросах применения авиационно-спасательных технологий. Только опытный пилот, побывавший не раз в зоне чрезвычайной ситуации, сможет организовать взаимодействие с наземными службами спасения и подготовить следующее поколение спасателей», — сказал Якунов.

Поэтому и обучению, и отработке навыков пилотов в МЧС уделяют много внимания. Например, в 2017 году авиация ведомства принимала участие в нескольких больших учениях.

В рамках Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность‑2017» авиаторы отработали сразу целый комплекс задач: разведку условного места ЧС, десантирование спасателей и кинологических расчетов, эвакуацию раненых с условного места ДТП и железнодорожной катастрофы. В общем, летчики продемонстрировали все свое мастерство и успешно выполнили все поставленные задачи.

Авиация МЧС России — постоянный участник Международного авиационно-космического салона (МАКС) и международных учений «Каспий». Авиаторы участвовали в обеспечении безопасности при подготовке и проведении Кубка конфедераций, Восточного экономического форума (ВЭФ), Петербургского экономического форума. В общем, ни одно значимое событие для страны не осталось без «опеки» спасателей МЧС.

На следующий год задач поставлено очень много. Тут и обеспечение безопасности чемпионата мира по футболу, и обновление технической части (говоря проще, на вооружение поступят новые самолеты, которые будут требовать «обкатки»), да и пожароопасный период никто не отменял. А сколько еще гуманитарных грузов предстоит перевезти...

Кроме того, есть и новая зона ответственности — Арктика. Для того чтобы успешно проводить там спасательные операции, в 2018 году поставлена задача подготовить инструкторов и экипажи к полетам над морем вне видимости береговой черты с посадкой на морскую платформу.

После конференции на встрече в режиме «круглого стола» командиры авиационно-спасательных центров рассказали о выполненных работах в текущем году, поделились своим видением решения поставленных задач в году наступающем. Также обсуждение коснулось вопросов повышения уровня летной подготовки, инженерно-авиационного обеспечения, безопасности полетов.

И, как неоднократно отмечалось на сборах, авиация МЧС — это в первую очередь люди, первоклассные профессионалы, преданные своему делу. Одного из них, ставшего в этом году победителем Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества», мы бы хотели сегодня представить.

Лучший пилот вертолета Николай Шаров: «Спасти человека — счастье»

Николай Шаров работает пилотом вертолета Ми‑8 Красноярского авиационно-спасательного центра. В воздухе он провел около 3000 часов. Это больше пяти месяцев, если перевести в более наглядную величину.

В небо Николая тянуло с самого детства.

— Каждый полет — это что-то новое, один не похож на другой. Поэтому эта профессия и привлекает, — объясняет Николай Шаров свой выбор.

Следуя за своей мечтой, он закончил Уфимское высшее военное училище летчиков. И вот уже 20 лет в небе. Служил в Забайкалье и Красноярском крае.

В МЧС Шаров пришел в 2013 году и благодаря своему профессионализму быстро снискал уважение товарищей. Он прекрасно понимает всю ответственность за своих коллег, экипаж и людей, которых он спасает. Сейчас Николай Шаров не только выполняет полеты, но и успевает работать инструктором — передает опыт молодому поколению.

— У нас все летчики первоклассные, но Николай Николаевич пользуется особым авторитетом. У него никогда не бывает сбоев в работе, задания руководства выполняет только с оценкой «отлично» и даже лучше. Выполняет функции инструктора, с увлечением обучает тонкостям профессии молодых, — рассказал о своем коллеге врио замначальника Красноярского авиационно-спасательного центра МЧС России майор Константин Ельников.

Николай Шаров прекрасно помнит каждую операцию. И спасение людей при наводнении на Алтае, и поисково-спасательную операцию в Туве, когда много часов он кружил над лесом в поисках пяти пропавших детей.

— От этого устать невозможно: когда идешь на работу с удовольствием, то от нее и не устаешь, — рассказывает Николай Николаевич.

К слову, летчик не впервые получает награду. В 2014 году он участвовал в спасении людей после паводка и ликвидации его последствий. За проявленное мужество удостоен медали «За спасение погибавших». Сам Николай Шаров вспоминает самый яркий момент тех дней, когда пришлось эвакуировать с крыши затопленного дома инвалида без ног.

— Когда мы приземлились на площадку, чтобы доставить его в пункт временного размещения, то я увидел взгляд этого человека. Он обернулся на вертолет. Наверно, это и было его «спасибо». Такие вещи не забываются, — рассказал Николай Шаров.

4 декабря он получит свою заслуженную награду из рук главы МЧС России Владимира Пучкова.

— Спасти человека — это счастье, — именно так характеризует свою работу Николай Шаров.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах