МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Полюбить богомола: житель Мытищ устроил дома домашнюю ферму насекомых

Роман с "зелеными пришельцами"

Кто там спрятался за занавеской на кухне? Ба! Так это не кто иной, как Geomantis larvoides. А кто сверлит взглядом, выглядывая из банки с гречкой? Дружище Heterochaeta orientalis! И словно ленивый кот, на люстре расположился Ischnomantis gigas. Недостает только Creobroter meleagris. Но тут дело ясное — спит, поди, за плинтусом.

Вы можете подумать, что мы сошли с ума или как минимум решили написать какой-то фантастический рассказ? Но нет. Корреспондент «МК» (признаться, не без опаски) всего лишь отправился на домашнюю ферму богомолов. В квартире 29-летнего жителя подмосковных Мытищ Сергея Пугаева припеваючи живут десятки этих насекомых. Энтомолог рассказал о своем «романе» с зелеными пришельцами и развеял самый главный миф об этих существах.

Фото: Наталья Стейнерт

«Однушки» богомолов в мытищинской «однушке»

Профессия у Пугаева такая, что если бы его питомцы узнали о ней, разбежались бы по своим джунглям, сверкая лапками. Сергей заведует лабораторией биоконтроля при Московском городском центре дезинфекции — то есть фактически борется с насекомыми. Но дома он для отдельно взятых козявок — друг, товарищ и брат.

Биолог, его жена и трехлетний сын делят «однушку» с полчищем зеленых квартирантов. Хотя скорее это они делят угол с Сергеем. Уже в коридоре начинаешь осматриваться и поеживаться, невольно готовясь вытряхивать букашек из волос. И правда — они тут везде: и в единственной комнате, и на кухне, одни смирно сидят в пластиковых контейнерах, другие заполонили емкости для бакалеи, третьи просто разгуливают без всякого присмотра, меряя нас презрительным взглядом. Зеленые и коричневые, розовые и желтые, похожие на кусочки коры, листья и цветочные бутоны. А еще несколько ящиков, внутри которых ползают совсем крошечные, недавно вылупившиеся богомолы, подвешены к стене. По соседству с этим биологическим буйством обитают кормовые тараканы и дрозофилы — так что со свежей пищей у богомолов проблем нет.

Как рассказал Сергей, с живой природой его жизнь была связана с самого детства: в 13 лет он забросил занятия восточными единоборствами и переключился на изучение насекомых в клубе «Махаон» на Ульяновской станции юных натуралистов. Высшее образование Сергей получил в Ульяновском государственном педагогическом университете — альма-матер подарила ему подробные знания в области биоэкологии. Получив диплом, Сергей переехал в Москву и первое время работал на выставке экзотических насекомых, а потом устроился в центр дезинфекции. И только богомолы за годы тесного общения с разными насекомыми смогли завоевать его сердце. Настолько, что даже на работе мужчина постоянно думает о подопечных и не возвращается домой без гостинца — заморенных по итогам трудового дня рыжих тараканов и комнатных мух. Жена Сергея — лингвист и особой любви к богомолам не испытывает. Однако она, по словам Пугаева, не предъявляет претензий, поскольку муж содержит свою ферму в идеальном порядке.

«Характер богомолов додумываем сами»

Биолог признается, что привязался к богомолам из-за их экзотического внешнего вида и специфических повадок. Это не особо подвижные насекомые, они хищники-засадчики. Если богомол нашел комфортное для себя место — можно не бояться, что потом придется искать его по всей квартире. Он может сидеть в одной точке часами и даже сутками.

Своих любимцев Сергей демонстрирует с явной гордостью: достает их из контейнеров, сажает на ладонь, позволяет фотографировать с любых ракурсов. Одному в «клетку» забрасывает таракана — и богомол быстро принимается за трапезу. После еды питомцы «умываются» — обтирают голову передними лапками.

— Совсем как кошка: вымывает глазки, челюсти, каждый усик почистит, каждую лапку, — умиляется Сергей, когда бледно-желтый богомол, дожевав насекомое, принимается за гигиенические процедуры.

Те из богомолов, которых регулярно берут на руки, ведут себя спокойнее более диких собратьев — привыкают к частой смене обстановки. Но тем не менее приручить богомола или добиться от него хоть сколько-нибудь осмысленной деятельности невозможно. Хорошо, что при этом они совершенно безобидны для человека: не ядовиты, практически не могут нанести вреда. «Хомячок, наверное, укусит и то сильнее», — добавляет Пугаев.

Но вот что странно — при своей большой любви к этим тропическим обитателям Сергей не придумывает для них имен, как для кошки или собаки, и не пытается найти каких-то особенностей характера. По словам энтомолога, для такого отношения они слишком недолго живут — весь жизненный цикл богомола не занимает больше полутора лет. Другое дело — когда таких насекомых держат дети: тогда у любимцев появляются и имена, и «характеры». Впрочем, благодаря выразительной внешности «пришельцев» приписыванием им несуществующих качеств грешат не только дети. Например, из-за псевдозрачков, которые есть у крупных видов богомолов, кажется, что их взгляд осмыслен. Кроме того, их голова может поворачиваться на 180 градусов, и из-за этого кажется, что насекомое реагирует на присутствие человека.

Кстати, единственный факт, который знают про богомолов обыватели, — что самка пожирает самца после любовных игр — тоже неправда. Такое поведение больше характерно для северных видов, а вот богомолы с юга, где долгое лето и не приходится жаловаться на недостаток еды, нередко ведут себя более миролюбиво.

Но любовь любовью, а ее, как говорится, на хлеб не намажешь. Пугаеву удалось наладить продажу богомолов другим любителям тропических насекомых.

— Это не только дополнительный заработок, но и желание дать возможность людям, особенно детям, держать у себя дома таких вот экзотических насекомых. Когда я этим сам занимался в детстве, у меня не было возможности что-то такое тропическое приобрести — это все доставляли из-за рубежа, а за рубеж у жителей провинции в 90-е — начале 2000-х финансовой возможности выехать почти не было. Поэтому мы привозили с юга черноморских богомолов. Сейчас стало проще.

Любители богомолов постоянно добавляют новую кровь к своим собственным выводкам, чтобы избежать вырождения популяции. Иногда новых особей они не покупают, а разыскивают сами, предпринимая поездки в дикую природу. Найденный «клад» без зазрения совести провозят почти контрабандой. Да и выхода другого нет: получить эти самые документы — задача непростая.

— Бумажку оформить можно, но толку от этой бумажки нет, — говорит Сергей. — Да, есть виды, которые нужно контролировать, — скажем, американских тараканов, но богомолы в этом плане не опасны. Какие-нибудь службы могут дать документ о том, что богомолы не являются вредителями сельского хозяйства или насекомыми эпидемиологического значения, но ни один рядовой ветеринар не возьмется за это.

Уважаемые читатели!

Свои вопросы и предложения направляйте на oreshkina@mk.ru

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах