- Ей богу, лучше бы он ударил меня по лицу. Лучше бы развернулся и вышел молча. Это он так мне пытался объяснить причину отказа, мол, не может взять моих папу и дядю Юру в санаторий, – в сердцах говорит Наталия Зуева.
Надо заметить, что пожилые люди приехали отдохнуть не на горнолыжную базу отдыха, не в спортивный кемпинг, где все рассчитано на молодых и здоровых, а в лечебный санаторий, позиционирующий себя в качестве многопрофильного лечебного учреждения.
Когда Наталия несколько дней назад выслала на электронный адрес заведения медицинские выписки своих родных, все было нормально. Бронирование отменили непосредственно в приемном кабинете. Уже оформленные курортные книжки полетели в мусорное ведро.
Какими словами описать состояние пенсионеров, с которыми обошлись хуже, чем с бомжами? Да, Владимир Тимофеевич и Юрий Александрович не военные, не «свои», но один из них всю жизнь работал в авиационной промышленности, строил самолеты. Другой, к слову, профессор физико-математических наук, рассчитывал первые космические и межконтинентальные ракеты... Заслуженные ветераны, отдавшие силы и здоровье на благо своей родины, вдруг оказались людьми третьего сорта, которых даже стесняться не надо.
- Дядя несколько дней назад потерял жену. Для него это стало тяжелейшим потрясением, с которым он пока не справился. И один бы он, конечно, никуда не поехал. А папа интеллектуально полностью сохранен. Он медленно ходит, у него небольшая одышка, – говорит Наталия Зуева.
Четыре года назад Владимир Тимофеевич перенес аортокоронарное шунтирование. Помнится, в свое время такая операция не помешала Борису Николаевичу Ельцину управлять государством…
Старики приехали, чтобы побыть вместе, побродить по окрестностям, полюбоваться на реку и холмы – просто отдохнуть за свои деньги под присмотром медперсонала, не думая, что приготовить на завтрак-обед-ужин. В этом возрасте у людей уже не так много желаний. Многие вообще сидят в четырех стенах и ничего не хотят.
А тут их грубо вышвырнули на улицу. Побоялись за простыни и матрасы, не захотели брать на себя какую бы то ни было ответственность. Вдруг старик упадет, потеряв равновесие? Вдруг случится приступ? Вдруг что-нибудь испортит?
Эта история напомнила мне случаи, когда нашим инвалидам указывали на дверь в ресторанах или бассейнах, чтобы люди с физическими изъянами не портили вид и не отравляли настроение другим посетителям.
На днях Минтруд разработал законопроект, который защищает стариков и инвалидов от хамства и равнодушия. В нем предусмотрено усиление ответственности для тех, кто нарушает права самых незащищенных людей. Увы, не каждый человек, особенно пожилой и нездоровый, может постоять за себя, поэтому все равно найдутся держи-морды, всегда готовые бить по больному.
А Владимира Тимофеевича и Юрия Александровича, к счастью, приняли в другом санатории, где, возможно, им удастся хоть немного вытеснить из памяти этот унизительный и циничный инцидент.