Суда на воздушной подушке — более 200 единиц
Могут передвигаться с большой скоростью над водой и над сушей. Они «парят» над поверхностью благодаря слою сжатого воздуха под днищем.
«Хивус-10» — одно из наиболее распространенных судов на вооружении ГИМС — может передвигаться по мелководью, болотам, глубокому снегу, битому льду, преодолевать пологие береговые склоны, промоины и отмели. Предназначен для работы в местах, где судну с мотором недостаточно глубины для перемещения. «Хивус» легко переходит с воды на сушу и наоборот. Этот катер наиболее востребован во время ледостава и в период весеннего половодья. Его вместимость — до 10 человек.
Катера и моторные лодки — более 1600 единиц
Патрулирование на них ведется в регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и в Республике Крым, где в осенне-зимний период на водоемах лед не образуется. Наиболее популярны катера «Касатка», «Стрингер» и моторные лодки «Мастер», оснащенные двигателями мощностью от 60 до 150 лошадиных сил и способные развивать скорость до 80 км/час, при этом очень маневренные и устойчивые.
Катер «Касатка» предназначен для поисково-спасательных работ и патрулирования. Он может принять на борт до 8 человек, а благодаря алюминиевому корпусу и наличию каюты готов к эксплуатации с ранней весны до поздней осени.
Моторная лодка «Мастер» предназначена для крупных водоемов и рек. У нее мощный двигатель и стремительная форма корпуса, что позволяет сочетать высокую скорость с хорошей экономичностью.
Снегоходы — более 360 единиц
С их помощью инспекторы ГИМС проводят мониторинг состояния льда. У снегоходов сравнительно небольшой вес и хорошая маневренность, поэтому они отлично подходят для доставки инспекторов к месту проверки льда или к любителям подледного лова для профилактических бесед. Но самая, пожалуй, важная задача этого вида техники — помогать инспекторам принимать участие в спасательных операциях в труднодоступных заснеженных местах и на ледяной поверхности. На снегоходе значительно быстрее можно прийти на помощь, а от мобильности спасателей зависит жизнь людей, находящихся на льду.
ОПАСНОСТЬ: ОСЕННИЙ ЛЕД
На реках и водоемах уже совсем скоро начнет образовываться молодой лед. Обычно он появляется в несколько приемов (с перерывами во время оттепели), начиная от берегов. Часто такой лед бывает обильно заснежен и потому опасен вдвойне: припорошенные утренним снежком полыньи, схваченные легким морозцем устья рек и притоков становятся настоящими ловушками для человека. В этой связи во всех регионах России сотрудники МЧС напоминают о правилах поведения в такой период. Прежде всего: ни в коем случае нельзя выходить на водоемы.
До наступления устойчивых морозов лед непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым. Как правило, водоемы замерзают неравномерно: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине. На озерах и прудах лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Прочность открытого от снега льда можно ориентировочно оценить визуально:
Наиболее прочен прозрачный лед с синеватым (зеленоватым) оттенком. Но ходить по нему можно лишь тогда, когда проверена его прочность. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды — это означает, что лед тонкий и по нему ходить нельзя.
Во время оттепели лед становится белым или матовым, иногда приобретает желтоватый оттенок (особенно в устьях рек). Такой лед менее надежен.