— «Союзмультфильму» мы оставили новое современное здание на Шаболовке, — сообщил г-н Пристансков на заседании думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и собственности.
О том, как идет реализация принятого в 2010 году Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», более известного как «закон о реституции», говорили и на заседании Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. «Иногда возникают псевдоозабоченности, в том числе у наших коллег из-за рубежа», — заметил в начале глава комитета Сергей Гаврилов (КПРФ), предложив, впрочем, оставить озабоченности «коллег из-за рубежа» без внимания.
Замглавы Росимущества Игорь Бабушкин рассказал, что за последние 4 года религиозным организациям государство передало 482 объекта, а по 309 объектам по разным причинам был дан отказ. Процесс передачи пошел быстрее после того, как в 2014 году субъекты Федерации наделили правом принимать решения в отношении пустующих зданий и сооружений. В том же году ведомство провело инвентаризацию имущества, которое власти готовы отдать хоть сейчас, предложило его религиозным организациям, но, как выразился чиновник, «заявок поступило немного» и из этого списка удалось сбыть лишь около 200 объектов. Видимо, состояние зданий настолько плачевно, что брать на себя их восстановление желающих нет…
«Закон подтвердил свою работоспособность, а если есть шероховатости — проблемы решаются либо в ходе заседаний конфликтных комиссий, либо через суд», — заявил г-н Бабушкин.
По данным Росимущества, основным заявителем на реституцию является РПЦ. С большим трудом сейчас идут 40 обращений: федеральные ведомства, чьи учреждения занимают объекты (в основном это Минкульт и Минобрнауки), не могут обеспечить их переезд «по экономическим обстоятельствам», то есть по причине отсутствия денег.
Представители РПЦ, Федерации еврейских общин и Духовного управления мусульман России дружно хвалили закон о реституции и просили его ни в коем случае не трогать. Игуменья Ксения (Чернега) особо обратила внимание на то, что документ дает «достаточные гарантии для занимающих здания организаций, и если нет дополнительной площадки для переезда — составляется специальный план передачи, выселение в никуда и на улицу не предусмотрено». Поэтому, по словам юриста РПЦ, «не могут быть поддержаны инициативы отдельных лиц по корректировке закона в целях обеспечения более полных гарантий организаций и предприятий».
«Отдельные лица», инициативы которых РПЦ категорически не поддерживает, названы не были. Максимум конкретики, которую услышали присутствующие, — то, что речь идет о «двух депутатах Законодательного собрания Санкт-Петербурга». Видимо, имелись в виду Борис Вишневский и Максим Резник: в разгар скандала вокруг предполагаемой передачи РПЦ Исаакиевского собора они предлагали внести в закон о реституции изменения, которые бы затрудняли процесс передачи церкви объектов, занимаемых учреждениями культуры.
Отвечать на вопрос одного из депутатов о судьбе «бессмертного творения Монферрана» глава Росимущества отказался: Исаакиевский собор находится в ведении властей Санкт-Петербурга.