Что такое искусство — отдельная песня, вопрос вопросов. Реалистическая живопись, скульптура, да даже и авангардная уже не в тренде. Перфоманс, флешмоб — вот что нам надо!
А что, может, Петру Павленскому вместо огненной ярости нужно было наложить кучу возле здания ФСБ в Москве и возле здания банка в Париже и сказать: клал я на ваше ЧК и ваше бабло всемирное?!
Не знаю, это решает художник, если он свободен. А мне кажется, что Павленский — художник. Потому что и его прибитые тестикулы на Красной площади, и зашитый суровой ниткой рот, и отрезанная мочка правого уха — это абсолютно художественные и очень актуальные акции. А искусство должно быть актуальным, правда?
…Но я всегда относился к Павленскому с предубеждением. Думал, считал его акции односторонними, даже ангажированными. Он как мог работал против системы, изгалялся над ней. Очень талантливо, по-моему. И очень политически выверенно. А искусство должно быть вне политики, выше политики, мне так кажется.
За пламенную страсть к ФСБ его присудили к штрафу. И практически послали из страны. Франция дала ему политическое убежище. Казалось бы, жизнь удалась.
Но Павленский и здесь не стал молчать, не уткнулся в стенку из собственного реноме, не погряз в потребительском болоте. А просто взял и устроил антибуржуазный хайп. Или буржуазный антихайп, неважно. То есть поступил как истинный анархист. И свободный художник.
Пускай теперь беснуется демократическая общественность: мол, он гадит там, где ест. Так про Пастернака кричали, помните? Павленский не Пастернак, конечно, но, по-моему, такой же независимый и чуткий творец. И ни власть с ее опричниками, ни деньги, на которые якобы можно все купить, ему не указ. Вот поэтому он настоящий художник. Несмотря даже на славу Герострата.