Во Владимире в ночь с 5 на 6 октября старый автобус из-за внезапной поломки застрял на железнодорожных путях и столкнулся с поездом — погибло 16 человек, 25 августа старый автобус с отказавшими тормозами рухнул с моста в Керченский пролив, став причиной гибели 19 пассажиров, 20 сентября в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесии автобус с отказавшими тормозами врезался в забор частного дома — там было 7 пострадавших,
26 сентября в страшной аварии на Кубани погибло 6 человек — экскурсионный автобус китайского производства, перевозивший паломников, столкнулся с припаркованным грузовиком. В последнем эпизоде в числе главных версий также фигурирует техническая неисправность. Про нее говорили сами пострадавшие: во время поездки автобус останавливался из-за поломки.
По мнению автоэкспертов, число подобных аварий растет вместе с увеличением возраста автобусного парка в России. Сейчас больше половины всех автобусов в нашей стране — это техника старше 15 лет, парк с каждым годом продолжает стремительно стареть. Например, автобус марки Mercedes Benz О 303, заглохший на переезде под Владимиром, был произведен в 1990 году, то есть ему было уже более 27 лет. Производство автобусов этой модели было полностью прекращено в Германии еще в 1993 году — говорить о прохождении качественного ТО с оригинальными запчастями тоже не приходится.
Каких-либо законодательных ограничений по возрасту эксплуатации автобусов в России до сих пор не существует. Коммерческие перевозчики настаивают на своем праве перевозить людей на старой технике, даже если она выработала эксплуатационный ресурс. Чиновники также не всегда готовы признать наличие зависимости между безопасностью и возрастом автобусов. «Нет объективных данных о том, что после определенного периода эксплуатация автобуса становится опасной, если машина нормально обслуживалась. Более того, специфика парка в России такова, что автобусы старшего возраста в среднем лучше, чем те, которым сейчас менее 10 лет. Более старые — это машины лучших европейских марок: Mercedes, MAN, Neoplan, Setra, Scania», — заявила член координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ и эксперт комитета по социальной политике Совета Федерации Ольга Санаева. Это заявление было сделано в июне 2017 года на пресс-конференции Российского союза туриндустрии — его представители выступали за отмену или отсрочку вступления в силу запрета на использование для детских туристических перевозок автобусов старше 10 лет. В июне очередной такой отсрочки они добились. А в октябре 27-летний Mercedes из-за внезапно отказавшего аккумулятора оказался под колесами поезда.
По данным Всемирной организации здравоохранения, самыми безопасными считаются европейские дороги, особенно в Швеции, Великобритании, Германии, Швейцарии. Например, в Швеции на 100 тысяч населения погибших в автокатастрофах всего 2,8. При этом средний возраст европейских автобусов — 6–7 лет. Разница с ситуацией в России очевидна.
Справедливости ради нужно отметить, что в Европе и качество дорог серьезно отличается от российских в лучшую сторону. Наряду с технической неисправностью транспортного средства формулировка официальных сводок «водитель не справился с управлением» часто относится именно к состоянию дорожного полотна, провоцирующего аварийные ситуации. Это отмечают и автоэксперты.
«Прежде всего нужно заниматься дорожной инфраструктурой. Она у нас в отвратительном состоянии, — прокомментировал ведущий программы «Минтранс» на «РЕН ТВ» Вячеслав Субботин катастрофу под Владимиром. — Вторая причина аварий связана с самими автобусами — это наличие таких вот древних, очень старых машин в пассажирских перевозках. Они разваливаются, их давно надо было списать и отправить на свалку. Законодателям нужно принять меры, чтобы автобус отработал лет 10 — и все, до свидания... Есть такой параметр — усталостная прочность. Не одно отвалится, так другое. Нужно законодательно ограничить возраст машин, которые заняты в пассажироперевозках!»
К сожалению, «отваливается» при общей изношенности транспортного средства, чаще всего, жизненно важное — тормозная система, рулевое управление, другие элементы активной безопасности. В дороге цена такой поломки — человеческие жизни. И пока при недостаточном внимании властей владельцы старой техники не спешат отправлять ее на свалку, все больше пассажиров будет отправляться из автобусных рейсов в больницы или поплатиться своей жизнью.