Достаточно сказать, что устрашающая вроде бы цифра в 19 500 человек, погибших на «зебрах», приведенная одним из участников дебатов, совершенно меркнет на фоне других статистических данных. Согласно им из 29 600 аварий с участием пешеходов, случившихся в стране в минувшем году, 11 600 произошли по вине последних! То есть аж 40% подобных ДТП — исключительно на совести безлошадных граждан. И если исключить из этого мартиролога «заслуги» пьяных отморозков за рулем (это отдельная тема разговора), то окажется, что пешеходы по собственной инициативе лезут под колеса более чем в 50% случаев. Но, судя по витийствам их защитников, крайними в создавшейся ситуации в очередной раз все равно хотят оставить водителей, наказывая их все жестче и жестче. Даже г-н Шувалов усомнился в том, что штрафы для пешеходов, переходящих улицы и магистрали с нарушениями, нужно увеличивать (сейчас «пешики» за свое неправильное поведение на дорогах платят в казну 500 рублей, при том что их практически не штрафуют).
Что ж, пешеход на дороге всегда прав. Даже когда мертв. Причем и в том случае, если гибнет под чужими колесами исключительно по своей вине. И водителю, увы, не отвертеться ни под каким соусом. Потому как по собственной дури угодивший под колеса гражданин (или наследники бесславно усопшего) обдерет его как липку. Так уж устроены наши законы. Они защищают даже самого незаконопослушного пешехода. А самого законопослушного водителя всегда делают крайним. И это при том, что, как уже говорилось, почти в 50% случаев в подобных авариях виноваты безлошадные граждане. Гуляй, рванина, нарушай безнаказанно дальше, калечь чужие судьбы!
И ведь калечат, да как! Помню характерный случай, когда некто Шматко О.В. в неустановленном для того месте в темное время суток в нетрезвом состоянии пересекал Ярославское шоссе. Разумеется, был сбит водителем, ни на йоту не отступавшим от норм дорожных законов и не ожидавшим подобной подлянки и от других участников дорожного движения. Кругом виноватый Шматко выжил. Долго лечился, сел (по своей, подчеркну еще раз, пьяной воле) на инвалидность, утратил заработок. И... отсудил у ни в чем не повинного водителя около миллиона рублей. За вынужденный, так сказать, пьяный простой в течение всех этих лет. Причем несчастный автолюбитель кроме указанной суммы будет до конца дней гр-на Шматко выплачивать этому «калеке по собственному желанию» ежемесячно по 9000 «деревянных».
И сколько таких шматковых — пешеходов, раненых и погибших по своей вине — набралось у нас в стране только за 17 лет XXI века? И эти люди продолжают наказывать совершенно невиновных в наезде, но моторизованных граждан если и не сажая их в тюрьму, то переводя их ни в чем не повинные семьи на голодный паек.
И для того чтобы заставить пешеходов уважать ПДД, их необходимо поставить в одинаковые правовые условия с шоферской братией. А поскольку для пешеходов не найти такого жупела, коим является лишение прав для первых (а то и тюремный срок), то и наказывать их надо гораздо строже. Переходишь дорогу на красный свет? Выложи 5000 рубликов. В неположенном месте? Заплати в бюджет 10 000 «деревянных».
Однако начальник ГУ ОБДД МВД РФ Михаил Черников, в принципе не отрицая усиление «пешеходной ответственности», тем не менее считает, что про увеличение штрафов для пешеходов хотя бы до уровня водителей можно будет говорить только после широких общественных дискуссий и консультаций. При этом главный автоинспектор страны уверен, что надо искать и другие способы повышения взаимопонимания между водителями и пешеходами (в том числе и через усиление пропагандистской работы в школах).
Но в любом случае, по его мнению, к этому вопросу лучше вернуться «после массового внедрения автоматических камер, контролирующих «зебры». При этом честно признается, что эти комплексы фиксации мало что дадут в смысле наказания неправильно переходящих дороги граждан. Да, благодаря им с шоферов будут сниматься необоснованные и пока, увы, массовые обвинения в непропуске (сегодня сотрудники ГИБДД вообще не утруждают себя сбором доказательств вины водителя в этом нарушении, массово штампуя соответствующие протоколы на глазок). Но, Михаил Юрьевич, пешеходы-то (если не будут сбиты) от наказания все равно уйдут — на них ведь нет государственных регистрационных знаков и «письмо счастья» им не пришлешь. Вот они и будут и дальше бросаться под колеса, переходить улицы не глядя по сторонам или в наушниках и чуть ли не до пупа натянутых капюшонах.
А вот если все же предусмотреть для этой категории участников дорожного движения неподъемные штрафы, то те же гаишники начнут строго следить за соблюдением ими ПДД — строже, чем за моторизованными россиянами. И порядка на дорогах вообще и на «зебрах» в частности станет куда больше. И тогда, возможно, мы действительно сможем, согласно майским указам президента, понизить смертность на дорогах до 10,6 случая на 100 000 человек. И никак иначе.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram