Организаторами звонков являются четверо россиян, которые находятся за границей, - рассказал Бортников журналистам и подтвердил, что для передачи сообщений злоумышленники использовали средства IР-телефонии. Поступали звонки из десятков стран, есть у организаторов пособники и в России. Бортников не уточнил, установлена ли связь подозреваемых с террористическими организациями.
Но задержаний пока никаких нет. «Поскольку они использовали IР-технологию, определить место дислокации сложно. Это признаем не только мы, но и наши партнеры, с которыми мы сейчас работаем», - сказал глава ФСБ. Впрочем, с самого начала атак «МК» предполагал: даже если нашим спецслужбам удастся отследить точное место, откуда совершалась рассылка звонков, дальше все будет зависеть от спецслужб конкретной страны. Захотят они помочь нам найти злоумышленников? Есть ли у них для этого достаточно возможностей?
В пятницу с самого утра телефонные атаки снова захлестнули Москву. Только за один утренний час поступило более 30 сообщений о минировании зданий. К слову, по словам очевидца эвакуации из ТРЦ «Океания» на Кутузовском проспекте, никто не испугался. Выведенные из здания люди столпились у входа и ждали, когда их запустят обратно. Если звонки имеют цель усыпить нашу бдительность перед чем-то по-настоящему страшным, то можно констатировать: она уже достигнута.
Павел Никитин, специалист по информбезопасности, с которым побеседовал «МК», считает, что действия телефонных террористов могут быть направлены и на проверку реакции спецслужб на подобные угрозы: «Террористы могут оценивать действия силовиков - отслеживать время их приезда, вычислять время, за которое происходит эвакуация. Может быть множество исследуемых параметров».
Но даже если силовики работают на отлично и им удастся поймать злоумышленников, где гарантия, что на этом все прекратится? Можно ли быть уверенными, что на их место тут же не придут новые? А есть еще информация, что не все звонки совершали террористы: постепенно к ним подключились несовершеннолетние хулиганы, неадекватные граждане. Видимо, назрело время научиться отличать ложные звонки от тех, которые действительно могут нести в себе смертельную угрозу? Вопрос: как?
«Одними оргмерами можно снизить ущерб от телефонных атак. В США существует план действий на случай чрезвычайных ситуаций. И такого рода действия — один из сценариев, который расписан. По определенным признакам выявляется, что донос ложный. Тотальной эвакуации не происходит, соответственно, интерес у злоумышленников через некоторое время падает», - говорит эксперт по киберразведке Андрей Масалович, не раскрывая подробности описываемых технологий.
Павел Никитин тоже знает о некоторых методах: «Специальная программа анализирует входящий поток данных - время звонка, его продолжительность, тембр голоса, темп разговора, его эмоциональный окрас. Сочетание таких параметров позволяет определить серьезность намерений звонящего. Никто же не будет рассказывать о заминированном здании долго, есть риск, что тебя быстро вычислят». Правда, эксперт затруднился сказать, используется ли уже что-либо подобное в России: «Возможно, такая программа у нас на стадии разработки, поскольку показывает свою эффективность на Западе. Но точно есть все ресурсы для этого. С другой стороны, маловероятно, что спецслужбы возьмут и раскроют свои карты: «Смотрите, какой у нас есть софт!», да еще и принципы работы его в открытый доступ сольют - открыть такую информацию, значит, одарить ею террористов».