МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Артему Савельеву, отправленному "почтой" из США, наконец выбили квартиру

Он сможет справить новоселье в Подмосковье

Возвращение этого ребенка из США в Россию в 2010 году потрясло сразу обе страны: и там, и там поступок американки Тори Хансен обсуждали и осуждали. В 2009 году она усыновила 7-летнего россиянина Артема Савельева. А в 2010-м посадила его в самолет и отправила обратно в Россию.

Фото: пресс-служба детского омбудсмена

Мальчик все это время живет в Детской деревне в Томилине. Сейчас ему 15. Поскольку родом он из Приморского края, то долгое время невозможно было решить вопрос с его жильем после совершеннолетия. Однако в сентябре этот вопрос разрешился. О нынешней жизни Артема в эксклюзивном интервью «МК» рассказала его приемная мама Вера Вячеславовна

— Тема оказался очень хорошим, добрым мальчиком. Никакие страшные диагнозы, о которых рассказывала его американская приемная мать, не подтвердились — мы даже были на обследовании в Институте Сербского. Через какое-то время я стала задумываться: что станет у него в будущем с жильем? Навела справки — и результат меня ужаснул: оказалось, что ему положено жилье по месту жительства биологической матери, в каком-то бараке, без удобств, из радостей цивилизации там только свет. Я обратилась в нашу местную опеку: жалко же парня, мы его тут в Детской деревне растим, воспитываем, стараемся… А исполнится ему 18 — и куда он поедет? В барак? Где нет работы и окружение, скажем так, сильно пьющее. Молодой парень в такой обстановке пропадет!

В опеке со мной согласились. Стали вести переписку с властями, но сильно дело не продвигалось. Летом к нам приехали из аппарата уполномоченного, и сотрудник Владимир Абельбейсов спросил в разговоре: «Какая вам помощь нужна?» Я рассказала о ситуации с жильем Артема. Он пообещал помочь. И буквально за три месяца вопрос был решен. После 18 лет Артему предоставят квартиру в Подмосковье! Это просто сказка!

— Артем понимает, как ему повезло?

— Да, конечно. Он уже большой, мы с ним часто на эту тему говорили. Я предлагала: может, пойдешь в армию, понравится тебе там, будешь по контракту служить и так жилье получишь? У Темы ведь даже нет накоплений на книжке, там что-то около двух тысяч долларов лежит…

— А как такое может быть? Ведь писали же, что Тори Хансен должна ему выплачивать компенсацию — 150 тысяч долларов и еще 38 — на психологическую реабилитацию? Алименты еще должны быть по 40 тысяч рублей в месяц…

— Что вы! Если бы у него такие деньги были, мы бы насчет жилья и не волновались, купили бы ему квартиру. Но больше никаких выплат из Америки нет. Единственное, благодаря Владимиру Алексеевич мы узнали, что биологическая мама Артема умерла, значит, ему положена пенсия по потере кормильца, но так как она скорее всего нигде не работала, это будет по 5 тысяч в месяц. Но я буду рада, если к 18-летию у него скопится хотя бы 200–300 тысяч. Обычно сироты на эти деньги сразу покупают мебель и технику в квартиру.

— А какие-то планы на дальнейшую жизнь у Артема есть? Как и чем он сейчас живет?

— Учится он посредственно, так что, думаю, после 9-го класса пойдет в колледж: я считаю, что обязательно ему нужно приобрести рабочую специальность. Он со мной согласен. Сейчас он только в 8-м классе. Английский язык ему не дается — думаю, из-за стресса, связанного с США. Хотя недавно он пересматривал какие-то старые видео с собой и говорит мне: «Смотри, я такой маленький был, а по-английски хорошо тогда говорил». Я ему говорю: «Ну, надо будет — выучишь». В целом Америка и вся та ситуация у него запретная тема, он не хочет ее обсуждать. Сама я думаю, что главной причиной тогда стал языковой барьер…

Живет Тема сейчас в комнате один. У нас всего 6 детей — от 13 до 16 лет. Общаются между собой они все хорошо. Есть еще один Артем, они ровесники; мы договорились, что того будут звать Артем, а Савельева — Тема. Он каждое утро на всех готовит завтрак по собственной инициативе: варит кашу, делает бутерброды… Спортом занимается, сейчас влюбленности у него пошли... Очень открытый, хороший мальчик, у нас отношения близкие и доверительные. Я очень рада, что он никуда далеко не уедет и всегда будет рядом.

Сам Артем на встрече с детским омбудсменом Анной Кузнецовой выглядит очень смущенным, хотя и весьма радостным. Вручает Анне Юрьевне букет и односложно отвечает на вопросы.

— Какие предметы в школе любишь?

— Даже и не знаю.

— А какие не любишь?

— Английский язык.

— Кем стать хочешь?

— Если получится, хочу в колледж МЧС поступить.

Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова считает, что проблему обеспечения сирот жильем надо срочно решать:

— Задача власти — помогать таким детям, а получается, что тут, наоборот, приходилось доказывать длительное время, что подросток остается по сути без жилья. Понятно, что все эти этапы — признать закрепленное за ним жилье непригодным для жизни, писать запросы на получение другого — необходимы по закону, но невольно задаешься вопросом: почему все так долго и почему эти процессы нельзя ускорить? В этом случае наш аппарат выступает как координационная площадка. Я очень рада, что этой историей занялся мой советник Владимир Абельбейсов, он сам выпускник сиротского учреждения и принимает все такие дела близко к сердцу. Что касается алиментов для Артема, пока у нас есть информация, что американской стороной выплата была произведена только один раз. Точную сумму выплат и причину, по которой они были прекращены, мы будем выяснять; при необходимости для решения этой проблемы может быть подключен и МИД.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах