Во Владимирскую область надо ехать по Щелковскому шоссе. Из Балашихи на Черноголовку, а там еще полчаса — и начинается ближнее к столице сельское поселение Филипповское. Места замечательные, поэтому здесь в последние годы стали селиться москвичи — покупать участки и строить дачи.
В состав Филипповского поселения входят 12 деревень, пара поселков и около ста СНТ. Населенные пункты расположены по периметру соснового бора, прекрасного во всех отношениях.
Мусор из Филипповского возят на официальную свалку Киржачского района у деревни Храпки Першинского поселения. Своей свалки в Филипповском нет, и вопрос о том, что она там нужна, никогда не ставился. Тем более на его территории нет ни промзон, ни отдаленных заброшенных пустошей. Везде живут люди. Только в сосновом бору не живут. Не там же размещать свалку?
19 августа жителям поселения было объявлено, что именно там, в сосновом бору в ближайшее время вырастет новая мусорная свалка. Расстояние от места, которое ей отведено, до деревень и дачных поселков — от 2 до 4 км. Решение уже принято, и теперь его должно было утвердить население на публичных слушаниях, назначенных на 5 сентября. Под свалку предполагается перевести аж 1200 га леса!
Назначены слушания были по-хитрому: на будний день и в каждом населенном пункте отдельно с разницей времени в полчаса.
Расчет был, очевидно, на то, что дачники уедут на работу в Москву, а местные жители на слушания не явятся, а даже если и явятся, их удастся победить голосованием, ради которого подвезут «карусельщиков» — беспринципных граждан, готовых за небольшие деньги проголосовать за что угодно.
Расчет, однако, оказался просчетом. Все пошло не так гладко, как было запланировано. Филипповское поселение буквально встало на дыбы. Граждане даже написали обращение президенту Путину и собрали около 10 тысяч подписей. Скандал грозил выплеснуться за рамки региона, и публичные слушания 5 сентября были отложены.
■ ■ ■
Решение об открытии новой свалки принимала комиссия администрации Владимирской области по рассмотрению инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления. Произошло это три месяца назад — 7 июня 2017 года. Документ имеется в «МК».
По легенде властей, к ним обратился инвестор — ООО «ЭкоТехСтрой Владимир» — и выразил желание на собственные средства — 1,217 млрд руб. — построить на 57 га новые объекты переработки и обезвреживания твердых коммунальных отходов, а именно:
а) сортировочный комплекс, где из мусора вручную будет выбираться до 20% отходов для переработки;
б) яму, где из органических отходов будет зреть компост;
в) автоматическую линию, на которой отсортированная органика и пластик будут дробиться, обезвоживаться и прессоваться в кубы, которые называются RDF-топливо, им топят промышленные печи;
г) участки длительного хранения, куда будет закладываться мусор, не пригодившийся в вышеперечисленных технологических процессах, то есть банальную свалку — воняющие и тлеющие терриконы дерьма.
И все это вместе будет называться изящным словом “экотехнопарк”.
В проект вкладываются уральские олигархи — совладелец Уральской горно-металлургической компании Искандар Махмудов и его бизнес-партнер Андрей Бокарев. Почему они вдруг заинтересовались владимирским мусором — непонятно. Вероятно, из-за RDF-топлива, которое можно использовать на других принадлежащих им производствах. Но достоверной причины возникшего у них интереса к помойкам мы не знаем.
В решении администрации ВО указывается годовая мощность новой свалки: она будет принимать до 150 тыс. тонн мусора в год, причем 100 тыс. тонн пойдут из Москвы, а 50 тыс. — из Владимирской области (Киржач, Кольчугино, Юрьев-Польский).
Строительство нового мусорного объекта будет идти 1,5 года, окупится он через 7 лет.
Что касается Владимирской области, то ее выгода от новой свалки — 80 рабочих мест в сортировочном комплексе, а также налоги в бюджет, которые будут платить хозяева свалки. Правда, неизвестно, в каком объеме. В решении администрации эта важная цифра не указывается.
■ ■ ■
Борющиеся со свалкой местные жители, с которыми связался «МК», уверены, что она погубит Филипповское поселение.
Сосны на предназначенном для нее участке будут вырублены, что само по себе дикое варварство. Почвы песчаные, так что грязь просочится в подземные водоносные слои. Вода, которую пьют жители поселения, будет фактически отравлена. Лес возвышается над рекой, дождями гниль будет смываться в реку — значит, и там вода будет загрязнена. Прекрасному месту для жизни и отдыха придет конец.
Но и это еще не самое страшное. Под угрозой уничтожения окажется Восточная система водоснабжения Московской области, которая питается из подземных источников на границе с Владимирской областью (в долинах рек Клязьмы, Вязи, Шерны, Серебрянки) и которой пользуются более полумиллиона жителей городов и поселков на расстоянии около сотни километров. Планируемая свалка находится аккурат в зоне сбора реки Шерны, то есть отравленные воды пойдут прямиком в Восточную систему водоснабжения.
Экологическая экспертиза не проводилась. Тем не менее областная администрация проект уже одобрила, продемонстрировав безответственное и безразличное отношение к людям. И людей это возмущает — не только московских дачников, но и постоянных жителей Филипповского поселения. Именно местные 5 сентября собрали около 300 подписей за отставку главы Филипповской администрации Олега Иванова, ратующего за мусорный полигон.
Руководство области стоит на противоположной позиции: москвичи — застрельщики протестов, они пекутся лишь о себе, чтоб их дачи не упали в цене из-за свалки. А региону нужно экономическое развитие, рабочие места; и новая свалка все это принесет.
Мнение губернатора Светланы Орловой можно прочесть на ее официальном сайте: «Во Владимирской области утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, регламентирующая вопросы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов. В рамках этой схемы предусмотрено строительство пяти полигонов и шести заводов, которые будут не только собирать мусор, но и перерабатывать его, выделяя полезные фракции для вторичного производства».
Доказывая необходимость появления свалки в Филипповском, на территориальную схему обращения с отходами ссылаются замгубернатора Лидия Смолина, глава Филипповского поселения Олег Иванов, а также Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области.
Из их выступлений следует, что новая свалка запроектирована в территориальной схеме, ее целесообразность и необходимость просчитана специалистами, планирующими развитие региона.
Территориальная схема — официальный документ региона. Он принят — значит, ему надо следовать, поэтому свалка должна быть открыта, невзирая на недовольство не понимающих своего счастья местных жителей и эгоистичных дачников.
■ ■ ■
В соответствии с новым Законом об отходах территориальная схема обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) разрабатывается в каждом субъекте Федерации. Это «дорожная карта» региона во всем, что касается мусора, на десять лет вперед.
В ней должны быть указаны объемы, которые продуцирует каждый населенный пункт, их состав, тип, «мусорные» потоки, уже имеющиеся свалки, перерабатывающие предприятия, тарифы, мощности и, главное, научно обоснованные и тщательно просчитанные проекты и планы на десять лет вперед. Какая свалка закроется, какая откроется, где будет построено перерабатывающее предприятие, где будет утилизация, где новый завод — в схеме все это должно быть расписано и распланировано.
Территориальная схема должна быть вывешена на официальном сайте региональных органов власти.
Территориальная схема Владимирской области на период с 2016 по 2026 год — вывешена. «МК» ее нашел, изучил и с изумлением обнаружил, что в ней даже намека нет на свалку в Филипповском поселении.
В Киржачском районе территориальная схема предусматривает ту же свалку в Храпках, какая и нынче там есть. К 2019 году ее площадь должна составлять 10 га, мощность — 50 тыс. тонн. К 2026‑му — 20 га и 100 тыс. Строить объекты утилизации в Киржачском районе в ближайшие 10 лет не планируется, в Храпках будет построен только мусоросортировочный комплекс.
Потоки мусора из Москвы на картах территориальной схемы обозначены. Но они идут на свалку в Александровский район, а вовсе не в Киржачский.
Ничего похожего на картину, которую рисуют сейчас власти области, в их территориальной схеме нет и в помине.
■ ■ ■
Территориальная схема обращения с отходами во Владимирской области утверждена 28 сентября 2016 года. Как следует из местных СМИ, за ее разработку из бюджета области заплачено 4 млн народных рублей.
Не прошло и года, как руководство области вносит в эту схему решительные изменения. Утверждает проект, никаким боком не соответствующий действующей схеме, и с надрывом доказывает его необходимость.
«По состоянию на 01.01.2017 остаточная вместимость действующего полигона (это про свалку в Храпках) составляет 12,4 тыс. тонн. При существующих объемах размещения твердых коммунальных отходов (ежегодно более 11 тыс. тонн) в 2018 году полигон будет полностью заполнен и подлежит закрытию и рекультивации», — уверяет Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области.
Но почему же тогда в территориальной схеме, которая разработана меньше года назад и висит среди материалов этого самого Департамента, с полигоном в Храпках все в порядке? Мощностей хватает, объемов тоже, никаких оснований для беспокойства до 2026 года.
Вопиющее противоречие в документах и действиях руководства Владимирской области не имеет никакого разумного объяснения.
Территориальная схема плохая, ее надо корректировать? Но зачем же вы, руководители, в сентябре прошлого года утвердили ее, если она плохая? Зачем вы в нее вбухали 4 миллиона?
И почему люди должны вам верить сейчас — когда вы ее пытаетесь вдруг переиначить?
Вы уже показали недобросовестность в отношении «мусорных» дел, приняв негодную схему. Почему люди должны поверить, что меньше чем через год вы подойдете к ним добросовестно?
Новые проекты властей — такая же точно халтура, как старые. Просто подстроенная под другие финансовые интересы. Личные, конечно. Ни в коем случае не под общественные. «Заврались совсем» — вот что думают люди в таких случаях про свое руководство. А больше им и думать нечего.
■ ■ ■
На этом статью про свалку в Филипповском можно было бы заканчивать, но есть еще пара моментов, достойных общественного внимания.
Первый момент: сосновый бор, 1200 га которого планируется варварски вырубить под свалку мусора.
Если бы он располагался на землях лесного фонда, его никто бы не тронул — такие земли защищены законом. Но сосновый бор в Филипповском относится к категории «земли промышленности, безопасности, обороны».
Раньше он входил в состав земель Минобороны, это был полигон, расположенная неподалеку воинская часть там проводила испытания техники. Потом он был продан коммерческой фирме, которая поделила сосновый бор на два кадастровых участка. На одном из них и нацелились инвесторы сейчас устроить свалку.
Этот участок чрезвычайно подходит для свалки именно с коммерческой, а не экологической точки зрения, потому что: а) он относится к той категории земель, которую разрешается использовать под строительство мусороперерабатывающего завода; б) он расположен в непосредственной близости от автомагистрали, продолжающей Щелковское шоссе, по которой удобно возить мусор из Москвы.
«Во Владимирской области есть участки, где можно было бы открыть новую свалку, не нанося такого вреда экологии, как в Филипповском поселении, и не в таком густонаселенном месте, как у нас, — говорят разобравшиеся в ситуации местные жители. — Но туда нет дороги — нужно строить, вкладываться. Инвесторам это невыгодно».
Второй момент, который необходимо упомянуть: обвинения в адрес москвичей, звучащие из уст владимирских властей.
Обвинения эти, честно сказать, на грани статьи УК РФ «О разжигании ненависти к социальной группе».
Дачников из Москвы полощут как тряпку. «Их не интересует, как будет развиваться поселение, как будет жить народ, — дает интервью глава Филипповского поселения Олег Иванов. — И мусорная проблема их только отчасти беспокоит как экологическая, а в основном — чтоб участки в цене не упали… У нас не курортная зона. Филипповскому поселению нужны инвестиции, развитие. Молодежь уезжает, потому что нет жилья и работы. Идти в услужение? Наши дети действительно скоро превратятся в уборщиков помещений в СНТ. Дачники нанимают местных за гроши огород вскопать, снег почистить, баню истопить».
То ли дело за гроши работать на свалке, да? Сортировать мусор, вытаскивать из разлагающейся жижи грязные пластиковые бутылки… Гораздо интереснее, чем снег чистить и баню топить.
Можно привести еще немало контраргументов на приведенные Ивановым достоинства свалки. Но мы остановимся на одном: если в каком-то регионе нездешние граждане начинают покупать жилье, это всегда благо для региона.
Пенсионеры из северных европейских стран массово покупают жилье в Испании и едут туда жить на свои пенсии. Потому что там хороший климат, тепло. И Испания горячо приветствует эту тенденцию. В ее экономику вливаются деньги из бюджетов других государств. Это невероятная удача и счастье.
Новоселов холят и лелеют. Они не отбирают рабочие места у испанцев. Наоборот, они создают для них новые рабочие места.
То, что москвичи стали покупать дачи во Владимирской области — такая же удача и счастье для региона, как шведские и британские пенсионеры для Испании.
Дачники-москвичи не отбирают рабочие места у владимирцев. Они их создают.
С таких дачников надо пылинки сдувать.
Если бы руководство региона мало-мальски понимало бы в экономике, оно бы говорило: почему москвичи к нам поехали? Потому что у нас места хорошие, воздух чистый, река, лес, экология и мы сравнительно недалеко от Москвы. Они к нам поехали благодаря тому, что дано нам природой. Значит, надо нам это беречь — то, что дано.
Чем больше дачников из Москвы к нам приедет, тем лучше для нас. Они приедут с деньгами, и их деньги останутся в экономике региона.
Денег, которые поступят благодаря им, будет гораздо больше, чем то, что принесет региону свалка в дачной местности. Из-за свалки они, наоборот, уедут. И рывок в экономике, который мог произойти у нас благодаря им, не произойдет никогда.
P.S. Эксперты Общероссийского народного фронта по просьбе «МК» проанализировали территориальную схему обращения с отходами, в которую руководство Владимирской области вбухало в прошлом году 4 млн и которой сейчас размахивает как флагом.
По словам координатора проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрия Миронова, она несостоятельна.
«В территориальной схеме нет раздела про количество образующихся отходов, в котором должны содержаться данные о ежегодном образовании мусора, систематизированного по видам отходов, по их классу опасности. Кроме того, в документе нет целевых показателей, схемы потока отходов и другой важной информации.
Отсутствие основных разделов является убедительным доказательством несостоятельности территориальной схемы. В терсхеме широко представлены планы по строительству объектов обращения с отходами, однако оснований для их строительства нет, так как нет основных разделов терсхемы и региональной программы», — подчеркнул Дмитрий Миронов.
ОНФ будет настаивать на пересмотре терсхемы и на том, чтобы строительство каких-либо объектов обращения с отходами не было допущено, пока реальная система обращения с отходами не будет отражена в терсхеме, на основании которой, в свою очередь, в региональной программе будет обосновано строительство объектов размещения, сортировки, утилизации отходов.