«А где тут море?» — «Да вот же море, смотри!» — «Да это ж далеко! Тут полкилометра будет, если не километр! Че, ничего лучше не могли найти, что ли? Ближе ничего не было?!» — «Тут ближе к морю ничего нет, тут через парк идешь — и море!»
На самом деле ближе к морю есть пансионат, напротив которого построены эти девятиэтажки. Ближе к морю тут заняли места «авторитетные пацаны» еще лет 150 назад, до революции, в царское время.
Практически на всем Южном берегу Крыма — от Алушты и до мыса Айя — имения российских феодалов царской эпохи: самого царя Николая II, великих князей Романовых и приближенных царской семьи идут встык, забор к забору. «Нарезались» они с размахом: от полукилометра до километра вдоль берега и от трехсот до пятисот метров вглубь от берега, до нижней дороги.
Сегодня все имения — пансионаты, но феодальная система осталась. Отдыхать в таких местах могут позволить себе (в основном) только государевы люди: дьяки и подьячие из приказа Большой казны, Судного приказа, приказа Тайных дел, мытари и прочие siloviki. Один день отдыха в таком пансионате стоит 5–15 тысяч рублей, что большинству простых людей не по карману, а государевы люди отдыхают за счет казны.
Со всех сторон пансионаты окружены заборами, некоторые даже с колючей проволокой, так что простолюдинам туда не попасть.
Чтобы не провоцировать пляжные бунты, кое-где проходы к морю оставили. Как правило, это места разорившихся в бурные 90-е и «умерших» пансионатов, а также общественные пляжи в некоторых городах, таких как Ялта, Алушта, Алупка и т.п. Таких пляжей немного, а количество отдыхающих увеличивается с каждым годом, и люди на берегу теснятся, как сельди в бочке, хотя рядом, за колючей проволокой пансионата, пляж может быть вообще пустым!
Слышали ли наши правители о «гаражных отелях»? Нет? А они есть. Началось это не сейчас и не вчера, а еще тогда, когда Крым был украинским. Желающие получали разрешение на строительство гаража и землю под него, иногда сразу на две машины. В результате гараж получался четырех-, пяти-, иногда даже шестиэтажным! Вот вам и мини-гостиница. И таких только в Гаспре, Кореизе и Мисхоре — сотни. Сколько по всему Крыму, не возьмусь даже предполагать. К этому прибавьте десятки тысяч квартир, дачи, коттеджи и прочую недвижимость, сдающуюся посуточно «под ключ». Огромное количество самостроя, который числится какими-то «подсобными помещениями», «гаражами», «пристройками» и т.п. Все это нелегально или полулегально подключено к коммуникациям — электроснабжению, водоснабжению, канализации, которые проектировались и строились 50 и более лет назад и на такие объемы не рассчитаны.
Все эти «хоромы» сдаются страждущим под одну завлекалочку — пляжи, которых тоже нет. В Крыму нет или почти нет естественных пляжей. Около 90% пляжей — насыпные. Это означает, что их нужно подсыпать галькой несколько раз за сезон — после каждого шторма.
Не меньшие проблемы в Крыму и с дорогами, особенно в горной части Крыма, а также с дорогами, прилежащими к паромной переправе. В пик сезона пробки парализуют движение в Керчи, Феодосии, на трассе Симферополь — Ялта, в самой Ялте, а также на ЮБК. Большая часть дорог на ЮБК строилась еще при царе, дороги узкие, для парковок автомобилей места нет. Автомобилисты, прорвавшиеся в Крым на своем транспорте, вынуждены парковать свои авто прямо на проезжей части, что еще больше ухудшает ситуацию.
Такое положение уже сейчас. Что будет, когда проехать в Крым на автомобиле станет легче, предсказать нетрудно: Крым встанет.
Такие серьезные проблемы в Крыму не только с автодорогами, но и с другими видами инфраструктуры. Символом этих проблем мог бы стать электрический столб, увиденный мною в Гаспре: такого количества проводов на одном столбе я никогда в своей жизни не видел! Может, крымчанам подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса?
Неудивительно, что в Крыму регулярно случаются аварии электрических сетей с отключением электроэнергии. Сам наблюдал на продовольственной базе, как половина продавцов поддерживала свои холодильники автономными генераторами, а вторая половина, вероятно, не желавшая потратиться на такое нужное оборудование, со спокойной миной наблюдала, как тухнет мясо в сорокаградусную жару. Туристы все съедят!
И действительно, если люди готовы купаться в морской воде с запахом фекалий, то какие претензии могут быть к запаху мяса?
Про запах фекалий — увы, не преувеличение. О проблемах канализации в Крыму российские СМИ охотно говорили, пока Крым был украинским, а сейчас что-то примолкли... Однако и сами крымчане, и власти Крыма о проблеме знают давно. Канализационные сооружения (там, где они вообще существуют) построены полвека назад и давно уже пришли в негодность. Но, даже будучи сохранными, в большинстве своем они не обеспечивают современных требований очистки, так как 50 лет назад просто не было нужных технологий. В большинстве случаев использован просто «глубоководный сброс», то есть канализационную трубу выводили подальше в море, на расстояние от 1200 до 3000 метров, и сливали, пардон, все отходы жизнедеятельности. Но беда в том, что за 50 лет труба сгнила, и, цитируя Виктора Тарасенко, председателя Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир», «уже на расстоянии 30–200 м водолазы наблюдают дыры размером до полуметра. Фекалии выходят из них тут же, в море, и плавают рядом с отдыхающими».
Это, как я уже подчеркнул, происходит с канализацией там, где она как бы есть. А подавляющее большинство нелегальных построек, о которых я вел речь в начале, к канализации вообще не подключены и сливают отходы в ливневку! После каждого ливня все это идет прямиком в море, и даже не на «30–200 метров от берега», а сразу на пляж!
Все вышеизложенное демонстрирует громадный клубок проблем, который будет нарастать с увеличением потока туристов. Пока что я не вижу, чтобы эти проблемы как-то решались. У меня лично ощущение, что Крым присоединили, но российские законы на территории Крыма не действуют: ценников во многих магазинах на ЮБК нет, кассовые чеки не выдают, машины паркуются где угодно, с нарушением всех норм ПДД, бурно идет строительство новых дач, коттеджей, отелей, многоквартирных домов, но без соответствующей реконструкции инфраструктуры.
Если пустить все это на самотек, то рано или поздно наступит момент, когда эйфория «Крымнаш» пройдет, народу надоест плескаться в фекалиях, париться в крымских пробках, и платить за еду в два раза дороже, чем в Москве, и люди перестанут ездить в Крым, выбирая, как уже сегодня многие, Турцию и Египет. И тогда все эти курортные фавелы начнут загибаться, как загнулись многие пансионаты совковой эпохи, построенные далеко от берега.
Что делать? Ясное дело, нужно строить и реконструировать местные дороги, канализационные, водопроводные и электрические сети, создавать новые пляжи. Все это требует космических денег. Если брать их из федерального бюджета, то это будет за счет других регионов. В то же время во всем мире курорты — не просто самоокупаемое, но прибыльное дело!
Может быть, властям Крыма провести инвентаризацию законных и незаконных построек, всех этих пятиэтажных гаражей, эллингов и дач? Заставить людей легализоваться, привести канализационные и другие подключения в соответствие с законом, заставить платить положенные законом налоги с их нехилых заработков? И полученные в результате деньги вкладывать в реконструкцию и развитие инфраструктуры курортов. А то получается как в бурные 90-е: самые наглые и ухватистые хапнули землю, наплевав на украинские и российские законы, построили нелегальные гостиницы, магазины, рестораны и пользуются общенародной собственностью, не платя никаких налогов, просто откупаясь взятками иногда. А большая часть населения только беднеет, формируя чисто российский феномен: нищее население богатых курортов.