Если на первое заседание Улюкаев явился в рядах первых, и в одиночестве минут 20 ждал своих адвокатов, то в пятницу все было ровно наоборот. Сначала в зал зашли его четыре адвоката. И только через десять минут в коридоре послышались щелчки камер и в дверях показалась фигура экс-министра. На этот раз бывший высокопоставленный чиновник показался на публике максимально демократично - в серой рубашке с длинным рукавом, в свободных джинсах и с сумкой наперевес. В таком образе бывший министр мог бы легко сойти за своего, скажем, в подмосковной электричке.
Беседовать с журналистами обвиняемый в пятницу наотрез отказался. Мол, очень велика вероятность за сказанное оказаться в клетке, а не рядом с адвокатами. Напомним, сейчас Улюкаев находится под домашним арестом и в суд приезжает под конвоем сотрудников ФСИН.
- Что читаете? Книгу сегодня принесли? - в надежде на комментарий сделали слабую попытку журналисты. Улюкаев молча продемонстрировал камерам электронную книгу, которую в этот момент как раз доставал из сумки.
Зато с адвокатами министр отвёл душу - в ожидании судьи все пятеро оживлённо беседовали на отвлеченные темы. Доносились обрывки фраз о Дне знаний, Курбан-байраме...
На заседание сторона обвинения позвала двух свидетелей - директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Оксану Тарасенко (она готовила документы для приватизации «Башнефти») и директора департамента «Роснефти» по отношениям с инвесторами Андрея Баранова. Если в сухом остатке, то оба они сообщили, что Улюкаев старался не допустить отчуждения контрольного пакета акций "Башнефти" в пользу именно «Роснефти».
Первым в зал зашёл Баранов. Он в свободной форме рассказал о предыстории сделки. Когда встал вопрос об отчуждении акций "Башнефти", в "Роснефти" приложили все усилия, чтобы ценные бумаги оказались у лучшего стратегического финансового инвестора, предложившего наивысшую цену в 330 миллиардов рублей. О том, что "Роснефть" не является "надлежащим претендентом" Баранов, по его словам, узнал из информагентств, которые процитировали находившегося в Лаосе министра Улюкаева. На следующий день компания направила Улюкаеву письмо за подписью Игоря Сечина. В нем приводилось "глубокое исследование" на тему, почему именно "Роснефть" заслуживает этих акций.
За две недели до неожиданного заявления Улюкаева в Лаосе компания отправила письмо президенту страны Владимиру Путину, пояснил Баранов. В этом письме также были изложены последние достижения «Роснефти» и, по словам свидетеля, носило оно исключительно информативный характер.
Позиция Минэокономразвития по сделке, заявил Баранов, изменилась только в сентябре 2016 года. Очень быстро был наконец дан "зелёный свет" и акции перешли во владение "Роснефти".
Второй свидетель, Тарасенко, бывшая подчинённая Улюкаева, рассказала, что после обращения "Роснефти" к президенту в июне 2016 года в Минэкономразвития поступило поручение вице-премьера Аркадия Дворковича «проработать вопрос о целесообразности приватизации «Башнефти» исходя из возможности участия «Роснефти» в этой сделке». После этого письма было проведено совещание с участием Улюкаева. Все пришли к выводу, что препятствий для такой сделки нет. Только позже чиновница узнала о противоположном мнении министра и была крайне этим удивлена.
Тарасенко также рассказала о письмах, касающихся сделки, в правительство, подготовкой которых она занималась. По словам свидетеля, Улюкаев собственноручно вычеркнул ряд важных фраз. Суть одной из них заключалась в том, что "участие «Роснефти» повысит конкурентность сделки". Несмотря на то, что это были "важные фразы", свидетель не стала отрицать, что министр имел право на своё мнение и мог вносить любые правки.
Под занавес адвокаты Улюкаева заявили ряд ходатайств. Защитники экс-министра попросили назначать заседания на более позднее время. Как выяснилось, Улюкаеву разрешено гулять с 7 до 9 утра и он не успевает пользоваться своим правом, так как уже в 10 утра (а то и раньше) обязан являться в Замоскворецкий суд. Кроме того, адвокаты попросили заранее сообщать имена вызываемых в суд свидетелей. Эти ходатайства судья отклонила. Теперь заседания (по крайне мере 8 заседаний в сентябре) будут начинаться в 10.00 и с интриги, по крайне мере, для журналистов, которые ждут появления высокопоставленных свидетелей. Например, как сообщил один из адвокатов экс-министра, свидетелем обвинения заявлен генерал ФСБ Олег Феоктистов (недавно прошли сообщения о том, что он увольняется с должности в связи с выходом на пенсию).
Провожали Улюкаева к ФСИНовской "Ладе" традиционно, толпой. Из провожавших выделялась средних лет женщина в белом. Они три раза перекрестила автомобиль и потом ещё долго шла за исчезающей вдалеке машиной.
Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram