Сначала о ситуации в Москве. Как стало известно «МК», первые звонки в Службу скорой помощи стали поступать 11 июня, а где-то с середины июля начался шквал. Люди, начитавшись новостей про вирус коксаки (симптомы хвори — температура, сыпь на ладонях, ступнях, во рту), оборвали телефон «03». Некоторые пациенты отдыхали в Турции и по приезде обнаружили сыпь на коже. Обращаем внимание: визуально медики «03» не могут поставить конкретный диагноз — лишь госпитализировать с подозрением в 1-ю инфекционную больницу. А тут уже врачи возьмут анализы и поставят точный диагноз. Правда, большая часть пациентов от поездки в больницу отказывалась; в этом случае медики прописывали лечение — антигистаминные, жаропонижающие препараты.
Среди вызывавших людей в белых халатах были и такие пациенты, которые в Турцию в последнее время не ездили. Однако, поддавшись всеобщему испугу, решили на всякий случай проверить здоровье. Так, один житель Щербинки внезапно обнаружил сыпь на теле. Кроме того, у мужчины болело горло. Он вызвал врачей и во время консультации настаивал на диагнозе «вирус коксаки». «Мало ли на меня кто-то чихнул в общественном транспорте?!» — мотивировал гражданин. Пациента отправили в больницу, откуда он в первый же день сбежал, так и не дождавшись результатов анализов.
Одним из самых маленьких пациентов, которых отправляли в больницу с подозрением на вирус, был 9-месячный житель района Чертаново Южное. Малыш с семьей и старшим братом отдыхали в турецкой Аланье. Уже на заморском курорте родители обнаружили у сына два пятна на ноге и два пятна на руке. Турецкий врач определил вирус коксаки. По возвращении домой москвичи решили перестраховаться и обратились за медпомощью. Малыша отправили в детскую больницу.
Впрочем, россиян голым вирусом не возьмешь. «В агентствах ожидали шквал звонков и обращений от перепуганных туристов в выходные дни с отказами от поездки. Как свидетельствуют турагенты, звонки были, были и намерения отказов, но до самих аннуляций дело доходило в очень небольшом проценте случаев. Фактически за выходные фиксируются только единичные отказы от поездок», — следует из сообщения АТОР.
Число заявок на отказ от поездок пока составляет лишь 0,17% от общего количества выкупленных туров, уточнил собеседник «МК», ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. «Участники рынка и клиенты считают проблему преувеличенной: доля заболевших в Турции составляет около 0,1%, что даже меньше, чем на российском Черноморском побережье», — отмечает эксперт.
Даже при условии, что обращения туристов за возвратом собственных средств в связи с опасением за здоровье будут носить массовый характер, российские компании не станут выплачивать им полную стоимость путевки во вред себе. Заявление Ростуризма — не что иное, как рекомендация. Вероятнее всего, туристу вернут лишь часть потраченных средств — в частности, они не получат назад деньги, которые компания уже потратила на бронь гостиницы, покупку авиабилета и прочего. «Туроператоры уже работали с возвратами, например, после теракта в Египте. Момент, конечно, финансово неприятный, а для небольших туристических агентств может быть решающим», — отметил финансовый аналитик компании Gerchik&Co Виктор Макеев.
В то же время повторяющиеся сообщения о вирусе, который атаковал россиян в Турции, могут привести к проседанию продаж турпродукта на этом направлении в пользу отечественных курортов. Полный возврат средств при отказе от тура маловероятен, но у туристов есть еще один выход из ситуации — изменение места отдыха. «За последние дни доля Турции сократилась с 48% до 32%. Возможен определенный отток туристов и переориентация на другие направления, — сказал Марк Гойхман. — Это может быть выгодно отечественным здравницам. Но вряд ли переток будет массовым».
В свою очередь Виктор Макеев напомнил, что в 2016 году, после событий, связанных со сбитым турецкими ВВС СУ-24 и нестабильной ситуацией в регионе, турпоток из России в Турцию сократился на 90%. «В 2016 году страну посетили лишь 12 тысяч человек — против 127 тысяч россиян в 2015 году, — подчеркнул эксперт. — Учитывая, что в сфере туризма занято около двух миллионов жителей Турции (510 тыс. непосредственно и 1,5 млн в смежных отраслях), — это действительно сильный удар по их экономике».
Участники рынка утверждают, что бесчисленные сообщения о вирусе коксаки не приведут к массовому оттоку туристов из Турции. Вероятнее всего, путешественники станут более избирательно относиться к выбору отеля и направления поездки, что совсем не означает, что число бронирований турпакетов на российские курорты в канун бархатного сезона резко пойдет на взлет.