Как в Кремле воровали дрова
Не так давно президент России Владимир Путин показал свое рабочее место в Кремле американскому режиссеру Оливеру Стоуну. Обошли вместе два кабинета, представительскую комнату, прогулялись по коридорам. Иностранец с восхищением озирался вокруг и в конце концов спросил, как же все это отапливается. Путин отшутился: «Спросите что-нибудь полегче». И потом добавил: мол, точно уже не дровами топят.
А ведь и впрямь как и чем вообще топится Кремль? В Управлении делами Президента РФ намекают на некую тайну, связанную с тем, откуда берется тепло в рабочем кабинете президента. Но не особо-то я верю в эту секретность. В действительности все должно быть довольно просто — или электричеством, или паром. Так все-таки чем?
И первое открытие — до сих пор в резиденции президента есть... печи!
— Изначально Кремль согревался только печами, причем они были разные, — рассказывает советник директора ФСО России Сергей Девятов. — Среди них, к примеру, голландские, знавшие еще Петра Первого. Кстати, такая печь обогревала кабинет Ленина в Кремле, она топилась двумя этажами ниже, а горячий воздух поднимался вверх. Или вот были калориферы инженера Собольщикова, с их помощью отапливали императорскую половину Большого Кремлевского дворца.
Долгое время существовала абсолютно официальная профессия — кремлевский истопник. Специально обученный человек мог быстро и ловко растопить печь так, чтобы не было ни чаду, ни пожара.
За поставку дров сначала отвечало Министерство императорского двора и уделов, а после революции — ВЦИК. Был один забавный случай, когда тогдашний председатель ВЦИК Михаил Калинин (жил в БКД) «подворовывал» дрова у наркома просвещения Анатолия Луначарского. В 1919 году это дело даже рассматривали на заседании Совнаркома. Было вынесено постановление: дрова у Калинина не отнимать.
Система парового отопления появилась после реконструкции Кремля в 1934 году. Но печи все равно остались. Почему? Да потому что многие из них сами по себе произведения искусства.
— Кремль на сегодняшний день обладает уникальной коллекцией изразцовых русских печей, — уверяет Девятов. — В Теремном дворце есть даже круглая. Посмотрим?
Мы идет во дворец. Печь на самом деле просто фантастическая! Ярко-красная, расписанная мелкими замысловатыми узорами, она взмывает вверх и похожа на гигантский столб с навершием в виде огромной короны. Еще одна не менее примечательная печь стоит в передней Теремного дворца, она аж XVII века.
А вообще все они и сегодня в хорошем состоянии, рабочие, то есть чисто теоретически их можно затопить и они обогреют помещение. Но нужды в этом попросту нет, так что и краж дров тоже в последнее время не зафиксировано.
Итак, как же отапливается сегодня Кремль? Оказалось, что несколькими способами. Часть помещений (к примеру, ГКД) закреплена за центральной теплосетью, а часть оттапливается с помощью электричества. На случай ЧП предусмотрена автономная система отопления — своего рода спецкотельная.
А как же камины?
Разведи огонь для Сталина
Из всех руководителей страны больше всего любили камины Сталин и Ельцин.
Генсек даже сам затапливал камин, но не в Кремле, а на ближней даче. Сотрудники его охраны вспоминали, как часто видели его у огня в малой столовой. Он мог подолгу всматриваться в него, будто бы пытался разглядеть свое будущее. Один на один с пламенем.
Впрочем, на встречах камин тоже мог гореть, но только если они были «в узком кругу». И если в этот момент Сталин велел камин не топить — значит, в гостях были те, кому он больше не доверяет.
Первый президент России Борис Ельцин любил фотографироваться возле камина. Он на заре своей политической карьеры испытывал перед ними некое благоговение, считал, что стоять они должны только в государственных дворцах. И был даже интересный момент в его биографии. Когда он уволил второго секретаря Октябрьского райкома партии, пояснил свое решение: «Квартиру в многоквартирном доме он отгрохал себе барскую, с персональным камином и персональной дымовой трубой, пронизавшей весь дом. Таким князьям не место в партии!»
Уже в Кремле был случай, когда Борис Ельцин попросил затопить камин на одной из встреч в здании Сената (туда мы и направляемся). И хоть этот камин давным-давно не зажигали и не чистили — рискнули. Разве президенту откажешь? Тогда, по рассказам очевидцев, в соседних комнатах стояли люди с огнетушителями наготове. Но все обошлось. Огонь в камине разгорелся и мирно потрескивал, пока Ельцин сидел рядом. Ни дыму, ни чаду не было, и мало кто догадывался из гостей и журналистов, что камин этот единственный раз топили сразу после его сооружения.
В здании Сената никаких вольностей никому не позволяется. Единственное, на что можно рассчитывать, — просто любоваться камином. Что мы и делаем.
Сам ельцинский камин располагается в зале на третьем этаже. Эта небольшая комната в юго-западной стороне сенатского здания так и называется — каминный зал. Здесь все в стиле русского модерна. Вообще, в Сенате находятся кабинеты президента. Но в рабочем кабинете камина нет — есть в парадном, представительском. Причем все считают его украшением кабинета: малахитовый, с зеркалом, огромными бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке... Глаз не отвести.
— А помните историческую встречу в Кремле, на которой российский президент Владимир Путин обсуждал борьбу с террористами с главой Франции Франсуа Олландом? — вспоминает неожиданно сопровождающий. — Все проходило у камина из белого мрамора с инкрустацией золотом, украшенным тяжелыми медными подсвечниками и золотыми часами. Его не разжигали, но даже в нерабочем состоянии он был символом гостеприимства и приглашения к доверительной теплой беседе.
Эпоха каминов и Пушкина
А мы уже идем в Большой Кремлевский дворец, где и собираемся делать главное «каминное» инспектирование. По пути Девятов рассказывает историю появления каминов в России и конкретно в Кремле, и связана она с именем Петра Великого.
— Первое знакомство с прообразом камина у Петра Первого состоялось в Москве. Это были каминоподобные печи, которые использовались и для готовки, и для согрева на кухне в Немецкой слободе. А классический камин царь увидел, когда находился в Британии, где сыро, холодно и единственное спасение — погреться у открытого огня. При закладке Санкт-Петербурга Петр Первый повелел возводить город из камня, и камины были предусмотрены в каждом дворце — до этого о них и помышлять не приходилось: в отличие от печей камины пожароопасны и губительны для деревянных построек.
В Московском Кремле камины появляются в послепетровские времена. Анна Иоанновна, которая была заядлой охотницей, повелевает построить у Троицких ворот дворец Анненгоф, в котором должны были быть камины. Эти первые кремлевские камины простояли два года и были перевезены в Измайлово (их разобрали вместе с дворцом). В первой половине XVIII века камины появились в помещении дворца Милославского, или Потешного дворца. Но они, увы, тоже не сохранились — дворец пережил перестройку, после которой здание стало служебным, в начале позапрошлого века в него вселился комендант Москвы. Коменданту роскошь в виде каминов не полагалась, а чтобы он не замерз, устроили вместо них три печи.
Пик строительства каминов в Кремле пришелся на XIX век. Когда перестроили архиерейский дом в Малый Николаевский дворец, там появились роскошные камины. Николай Первый обожал этот дворец. Кстати, именно там на втором этаже он встречался 8 сентября 1826 года с Пушкиным, вернувшимся из ссылки. Как знать, может, они сидели именно у камина? Наверняка, ведь так было проще всего растопить холод в сердцах и непонимание.
Нет дыма, нет огня
А мы тем временем в БКД.
Я бы с радостью попробовала себя в роли трубочиста, но таковых в Кремле нет. Это не значит, что за каминами никто не следит. Есть целая инженерная служба, которая регулярно проверяет состояние каминов. А еще они под контролем сотрудников комендатуры Кремля.
— Каждый из нас обязан знать о любом камине все, — говорит наш сопровождающий Александр. — Абсолютно все. Когда появился, из какого материала, кто, когда и как его затапливал.
По роскошной лестнице поднимаемся на второй этаж. Аванзал. И вот камин из зеленого камня. На нем изысканные часы и две интересные статуэтки в виде девушек, держащих короны.
Я аккуратно отодвигаю решетку и заглядываю внутрь. Камин настоящий, не бутафорский, но не топили его не один год. Провела рукой внутри — ни пылинки, ни частички сажи.
Георгиевский зал. В самом его конце два симметрично расположенных камина. Оба из белого мрамора, сверху золотая скульптура Георгия Победоносца, пронзающего копьем дракона.
И снова заглядываю внутрь. Там две решетки — через нижнюю холодный воздух будет поступать в воздуховод, через верхнюю уже нагретый воздух попадает обратно в помещение. И снова инспектирую камин. Чистить его нет никакого смысла, так, может... затопить?
— Нет, вам никто не даст это сделать просто так, — объясняет Александр. — Прежде чем затопить любой из этих каминов, комиссия специалистов должна изучить, в каком состоянии топка, дымоход и т.д. Иначе вы ведь можете сжечь дворец!
В Александровском зале аж четыре камина — расположены по четырем сторонам света. Они все белые, мраморные, обрамленные золотом, с изящными канделябрами наверху. Но я снова заглядываю внутрь каждого и обнаруживаю, что работающий из них только один, остальные — чисто декоративные, без дымоходов.
Андреевский зал — и тут два огромных камина. По размеру они больше всех, что есть в БКД (выше человеческого роста). Но один из них — декоративный, новодел, а другой — старинный, сделанный почти два века назад из яшмы серо-фиолетового цвета.
— Вершина каминного строительства! — восхищается советник директора ФСО Сергей Девятов. — Когда большевики громили этот зал дворца, служащие его аккуратно разобрали и тем самым спасли.
А я тем временем пытаюсь все-таки почистить камин, тем более что он явно в этом нуждается. Проверяю дымоход при помощи фонарика, вижу там совсем немного сажи, а также нагар на заслонке. Ну и аккуратно удаляю его при помощи металлической щетки.
Из парадных залов отправляемся на собственную его величества императорскую половину. Тут два праздничных камина — зеленый и белый. Первый — в Красной гостиной, второй — в будуаре императрицы. Красоты неописуемой. В их изготовлении использовали яшму, мрамор, малахит. Камины эти небольшие и кажутся уютными. Рядом с каждым емкость для дров, которая сама по себе произведение искусства.
Мы проверяем — не ли там дровишек сейчас? Увы, нет. Сотрудники комендатуры объясняют: мол, за дровами сходить несложно. Только вот если они без дела лежат долго, то запах распространяют, к тому же в них могут жучки-червячки завестись. Я тем временем повторила путь Владимира Путина (ну из той пародии на Трампа) и целиком залезла в камин из белого каррарского мрамора. Появилась оттуда точь-в-точь как была, не запачкав ни лицо, ни руки, ни даже платье.
— Чистота! — заявила я своим удивленным спутникам.
Больше каминов в БКД мы не нашли, как ни искали.
— На Большом Кремлевском дворце остановилось торжественное шествие каминов по России, — говорит Девятов. — То есть их уже не делали с целью протопить помещения. Они стали декоративными.
Теплая история одного президента
Никто специально не считал действующие камины в Кремле, так что я, по идее, первая. И вот получается, что в БКД их одиннадцать, в здании Сената — четыре. Где еще? Во всех храмах и монастырях на территории Кремля были только печи. Так что выходит всего пятнадцать? Сотрудники ФСО намекают, что мы упустили из виду еще как минимум шесть каминов, но увидеть их никакой возможности нет: не все помещения на территории Кремля доступны для взора даже самим кремлевским обитателям. Ну что ж, в Кремле всегда должна оставаться тайна.
А где же тот самый камин, который чаще всего попадает в объективы камер журналистов во время встреч президента? Оказалось, в резиденции в Ново-Огареве. Его сделали в 2002 году по спецзаказу в мастерской «Гильдия мастеров».
«Изначально было сказано, что изразцовая печь-камин будет местом, у которого будет производиться фото- и видеосъемка Президента России В.В.Путина и его гостей, — вспоминал мастер, художник-керамист Юрий Волкотруб. — Она не должна была быть похожа ни на какую другую. А еще предполагалось, что она будет в русском стиле, но парадная. На выполнение заказа дали всего 3,5 месяца».
Мастера в срок уложились, а камин стал лучшим украшением всей резиденции. Но главное, наверное, не в этом, а в том, что у затопленного камина часто сидели лидеры мировых государств, великие писатели, артисты, ученые. Как знать, может, его тепло помогало им высказывать свои мысли, оно рождало гениальные идеи и проекты? В конце концов, магия камина действует практически на всех, разве нет?