Сегодня в Житомире похоронили человека-легенду - 92-летнего Франца Карловича Бржезицкого. Рано оставшись без отца (того расстреляли в НВКД "за шпионаж в пользу Польши"), с приходом Второй мировой войны в тихий польско-еврейский город 16-летний юноша с ровесниками создал подпольную антифашистскую организацию. Когда Житомир заняли пришедшие с Вермахтом подразделения словаков, Франек быстро выявил среди них "родственные души" и не замедлил познакомить с ними житомирских подпольщиков.
Гестапо Франца Бржезицкого схватило в конце 1942 года. Парень не "слил" ни одного из побратимов, хотя знал лично все руководство подпольной организации.
Франека приговорили к расстрелу, однако за день до казни "смилостивились" и отправили этапом в лагерь смерти "Майданек".
Из того самого "житомирского этапа", состоявшего из 1240 человек, выжили и вернулись в родной город семеро...
В одном из самых страшных концлагерей Бржезицкий тоже сумел создать подпольную организацию - теперь уже не под эгидой Житомирского обкома ВКБ(б), а как симпатик польской Армии Крайовой. Быть АКовцем в те годы было смертельно опасно. За ними в буквальном смысле охотились и фашисты, и советские войска.
Подпольщика Армии Крайовой после окончания войны арестовал СМЕРШ, однако Бржезицкий чудом сбежал из тюрьмы и нелегально вернулся в Житомир.
Спустя 4 года бойца АК все-таки выследили и без суда отправили в Омский лагерь ГУЛАГа.
После смерти Иосифа Сталина Франца Бржезицкого реабилитировали. Он вернулся в Житомир, стал бригадиром стройбригады. О себе старался говорить как можно реже.
С постепенной сменой в ставшей независимой Украине "правящей идеологии" и реабилитацией бандеровщины подчеркивать свою принадлежность к Армии Крайовой опять стало рискованно. Пресловутая "Волынская резня", где АКовцы бескомпромиссно боролись против украинских националистов (при этом страдали совершенно невинные простолюдины с обеих сторон), по сей день продолжает отравлять налаженные было добрые взаимоотношения украинского и польского государств.
Несмотря на возобновление этого застарелого межнационального конфликта, Франц Бржезицкий не менял свои жизненные принципы, бескомпромиссно высказывал собственную точку зрения как украинским властям, так и епископату Киевско-Житомирской диецезии Римо-Католической Церкви.