Это ДТП с перестрелкой произошло 21 сентября 2014 года и сразу попало в топы новостных лент. «МК» тоже подробно рассказывал о происшествии. В двух словах: в Новой Москве, в поселке Рассказовка, столкнулись три легковых автомобиля. Возникла опасность возгорания. На место ЧП быстро приехали пожарные и спасатели, между ними и выходцами с Северного Кавказа произошел конфликт. Южане открыли беспорядочный огонь из травматического пистолета, от резиновых пуль пострадали трое сотрудников МЧС.
Вскоре были задержаны проходившие мимо места ДТП братья Цетиевы и Хамид Ражапов. Ни один из свидетелей и потерпевших сразу же не опознал в них стрелявших. Пистолета у них тоже не нашли. Мужчин отпустили. А потом снова задержали. С этого и началось полнейшее безумие, за которым с осени прошлого года наблюдал лично глава Совета по правам человека при президенте. Михаил Федотов попросил провести независимое расследование члена СПЧ, бывшего старшего следователя по особо важным делам при Генпрокуроре, профессора уголовного права Евгения Мысловского.
— В итоге нам стало очевидно, что поймали не тех людей, — рассказывает Михаил Федотов. — Братья Цетиевы и Ражапов просто попались под руку, потому что жили в этом районе и были чеченцами. Но они были абсолютно не причастны к случившемуся конфликту. У них есть алиби.
Но парней никто и не думал выпускать.
В деле есть главная улика — пистолет. С ним вышла анекдотическая история!
— Поскольку пистолета не нашли дома ни у кого из обвиняемых, то следователи обошли соседей, спрашивая, есть ли у кого из них оружие, — рассказывает адвокат Татьяна Окушко. — В соседнем доме мужчина показал официально зарегистрированный травматический пистолет. Его тут же изъяли. Сказали, мол, скоро вернем. Этот пистолет и проходил как орудие преступления, протокол обыска с его изъятием был положен в основу обвинения в суде. И это при том, что его владелец не был даже знаком ни с Цетиевыми, ни с Ражаповым! В ходе следствия с посторонним пистолетом было проведено три баллистические экспертизы, которые показали, что он не имеет отношения к преступлению. Но под предлогом необходимости проведения все новых и новых экспертиз с этим «стволом» следователь обосновывал продления арестов. И в это же время на наши многочисленные жалобы в прокуратуре ЗАО отвечали: мол, что вы придрались к этому пистолету, ведь он же ни имеет к вам никакого отношения? Кстати, пистолет только недавно вернули владельцу, и никто не знает, что с ним было все это время: может, проходил «уликой» еще по какому-нибудь одному делу...
Пистолет — еще полбеды. Вскоре были установлены настоящие участники драки — всего 5 человек. После перестрелки в Рассказовке они так испугались, что сбежали в Чечню, бросив съемную квартиру. Но мать одного из безвинно арестованных, Патимат, вместе с правозащитниками и старейшинами их разыскала. Патимат еще в 2015 году приходила в следственное управление по ЗАО ГСУ СК по Москве, прокуратуру округа со списком настоящих участников драки. И никакой реакции! Женщину выставляли за дверь.
— Только после того, как я лично обратился к Бастрыкину, начались подвижки, — рассказывает Федотов. — В Чечне реальных участников перестрелки допросили, они признались. Один из них — Дутаев — выдал тот самый травматический пистолет, из которого он в сентябре 2014 года произвел 18 выстрелов в сторону сотрудников МЧС. У меня на руках есть копии материалов явки с повинной. Но уже после всего этого невиновным Цетиевым и Ражапову вновь продлили арест! И это несмотря на то, что мы об этом очевидном беззаконии докладывали в декабре прошлого года Президенту РФ Путину!
В «Бутырке» заключенные заболели (забегая вперед скажу, что Хамид Ражапов сейчас под капельницей в больнице). Несколько раз из-за этого суд приходилось переносить.
И вот случилось чудо. Судья Щербинского районного суда Москвы совершил по нынешним временам подвиг: постановила освободить парней, а дело вернуть в прокуратуру.
Свобода! Как радовался Федотов! На вопрос мамы одного из ребят, чем отблагодарить, ответил: «Приеду когда-нибудь к вам в Чечню, угостите вкусным обедом. Но только когда сам сын уже будет дома». Никто не мог и подумать, что прокуратура воспользуется правом обжаловать это решение суда. В последний, десятый по счету, возможный для этого день представитель прокуратуры подал апелляцию в Мосгорсуд. Как такое может быть?
Система своих не сдает? Ведь если признать, что люди почти три года просидели в СИЗО незаконно, то надо наказывать в первую очередь прокурора. Он должен следить за соблюдением законности. А следит, получается, только за чистотой своего мундира. Который после этой истории и так уже стал грязным.
Просим считать эту статью официальным обращением к Генеральному прокурору РФ.