В конце апреля Эдуард пришел в местный магазин спортивного питания на собеседование по вакансии продавца-консультанта с окладом 16 тысяч рублей. В ходе собеседования директор магазина Андрей Чистяков спросил, не гей ли он?
— Я не подтверждал и не отрицал этого, — поясняет Эдуард. — Но да, я гей. Даже состою в омском отделении ЛГБТ.
В работе Эдуарду было отказано, несмотря на его обширный опыт работы на аналогичных позициях в других магазинах. Спустя некоторое время неудачливый соискатель вернулся на несостоявшееся место работы и потребовал письменное объяснение. Получив выписку, подписанную в мае начальницей отдела кадров Наталией Чернорай, Эдуард отправился с ней в суд, где пояснил суть своего иска так: «отказ мне связан с суждением о человеке только по внешним факторам и первому восприятию, а не с его квалификационными качествами и опытом работы». В письменной оценке, которую дала Эдуарду начальница отдела кадров, говорится: «Ваша манера поведения, а также внешний вид создают общее впечатление о вас как о представителе сексуального меньшинства, пропагандирующего нетрадиционные сексуальные отношения. Организация не имеет морального и законного права взять вас на работу из-за запрета гей-пропаганды среди несовершеннолетних, так как спортивное питание не имеет маркировки «18+» и магазины доступны для лиц младшего возраста».
Представитель Мыры юрист Николай Родькин уверен, что права истца нарушены:
— У нас заявлено требование выплатить компенсацию в размере 50 тысяч рублей. Отказать в работе могут только по той причине, что у вас нет нужной квалификации. Например нет образования. Но никак не потому, что вы женщина, или у вас рыжие волосы, или вы еврей. Это называется дискриминация по определенному признаку.
Директор же «гомофобского» магазина спортивного питания Андрей Чистяков дал произошедшему более человеческое объяснение:
— Собеседование я проводил лично. Кандидату было отказано, потому что он не соответствует требованиям к внешнему виду продавца-консультанта спортивного питания. Парень худощавого телосложения, не имеет опыта продаж, не знает ассортимент, со спортом не дружит. При этом у него манерный стиль общения. Я его напрямую спросил: «Ты, случаем, не гей?» Он ответил: «Да, я гей и этого не скрываю». Зачем мне худенький молодой человек, который двигается как девочка? У меня из-за него будут продажи уменьшаться.
Директор поинтересовался у кандидата, не было ли у него конфликтов на предыдущих местах работы. Молодой человек уверил работодателя, что скандальных ситуаций в связи с его нетрадиционной ориентацией никогда не возникало. Тем не менее руководитель побоялся реакции покупателей на нового продавца-консультанта.
— Не все, скажем так, адекватно воспринимают в нашей стране геев. Я же пояснил это Эдуарду в устной беседе! Я ему отказал из соображений безопасности. Что греха таить, я не могу брать на себя ответственность за этого молодого человека. У нас своеобразный контингент: спортсмены, многие из них дядьки старой формации.
Директор уверяет, что, когда отвергнутый кандидат потребовал письменное обоснование, он поручил составить его отделу кадров. Но что его сотрудники станут ссылаться на Трудовой кодекс и ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», он понятия не имел. Андрей Чистяков предполагает, что начальница отдела кадров просто хотела оформить отказ красиво.
В группе магазина в соцсетях появилась информация о том, что девушка, «написавшая ответ в дискриминационной форме», уволена. Правда, по словам директора, эти два события между собой не связаны. Сотрудница просто получила другое предложение по работе.
В суде, куда подана жалоба Эдуарда, говорят, что такое дело они встречают впервые.
Тем временем «простые омские качки» в соцсетях реагируют на инцидент так: «Это же Омск, детка! Отдел кадров палку перегнул, конечно. А вот сам владелец магазина мотивировал отказ грамотно: парень спортом не занимается, а собрался работать в магазине здорового питания для качков! И правда — наваляли бы ему в первый же рабочий день, а работодатель отвечай потом!».
— Со мной была похожая история, хотя я не гей, — делится 22-летний Дэниел, по виду ботаник в очках, а на деле — вчерашний выпускник американского университета и профессиональный фигурист. — Меня тоже уволили из магазина спорттоваров в Москве. Сначала приняли, но уже в процессе работы там я решил отрастить длинные волосы и покраситься в белый цвет. До недавнего времени я жил в Штатах, и там волосы никогда не стали бы причиной увольнения. В итоге мне пришили гей-пропаганду... В суд я не обращался. Лучше уеду в Америку к отцу.
И вот мнение представителей самого ЛГБТ, озвученное режиссером «Апогей-театра» Элиасом Регулом:
— Предполагаю, что в отказе Эдуарду в работе повинна не его ориентация, а профиль самого магазина. В последнее время в России участились случаи нападений на секс-меньшинства. А вместе с этим увеличилось и число отказов представителям ЛГБТ в работе в определенных местах. И дело не всегда в гомофобии, иногда работодатель просто не хочет брать на себя ответственность за жизнь и здоровье подобного сотрудника. Мы считаем, что там, где имеет место брутальный спорт, такие предосторожности уместны. Представьте этого субтильного юношу ежедневно с утра до вечера стоящим в магазине, куда приходят агрессивные бруталы?! Да еще и консультирующим их по вопросам спортивного питания! Он же продавцом-консультантом собирался стать! Это разумное решение директора — оградить Эдуарда от лишних стычек.