«Вот официальная статистика, которую каждый региональный министр образования отправляет в Минобрнауки», — проанонсировал удивительную весть начальник управления по надзору в сфере образования и науки Евгений Семченко: процент медалистов среди выпускников школ Карачаево-Черкесии составляет 20, в Адыгее — 17,7, Кабардино-Балкарии — 17,3, Мордовии и Ставропольском крае — по 16, Краснодарском крае — 15,6, в Ростовской области — 14,7%.
Ну прямо впору воскликнуть: люди, свершилось чудо! Юг нашей страны наконец-то поставил массовое производство юных гениев на поток! Впрочем, если вспомнить недавнее прошлое, то нечто похожее у нас уже было. Недаром больше всех от того, что три года назад ЕГЭ сделали более-менее честным, пострадали южные регионы.
Величины этой их потери не выразить словами: о ее масштабах можно судить разве что по немереному числу ошибок, сажаемых тогда на страничку простенького заявления о зачислении в престижнейший вуз северокавказскими стобалльниками по русскому языку (а также и по другим предметам), да по тому, как лихо обходили они при зачислении москвичей и питерцев с их жалкими 85–87 баллами по тому же русскому. Да, то была не жизнь, а малина! Былинные времена!
Увы, все хорошее, как известно, проходит очень скоро. Прошла и шара с ЕГЭ. А вот мучающая выходцев из региона тяга к получению хоть каких-то бонусов при окончании школы и поступлении в вуз осталась. И способ ее удовлетворения нашелся: при всяком удобном случае выдавать золотые медали за особые заслуги, якобы достигнутые выпускниками на тучной ниве получения среднего образования.
Правда, практической пользы от этой затеи, мягко говоря, немного. Учитывать ли золотую медаль в числе прочих «индивидуальных достижений абитуриента», как-то: волонтерство, золотой знак ГТО, выпускное сочинение и т.п., каждый вуз сейчас решает сам. Так что в некоторых за нее не дают вообще ничего, а в других добавляют к результатам ЕГЭ лишь несколько дополнительных баллов: по большей части не более 2–5 (серьезные заслуги в спорте и выпускное сочинение дают больше). И лишь кое-где дают максимальные 10 баллов.
Конечно, теоретически и один балл может сыграть при зачислении свою роль, не говоря о десяти. Однако практически этот довесок теряется на фоне нескольких сотен баллов ЕГЭ, реально решающих судьбу абитуриента. Демографическая ситуация сейчас такова, что хорошие вузы сплошь и рядом берут ребят и с полупроходными баллами, ну а плохие берут всех подряд. Так что пара баллов погоды не делает.
При таком раскладе некогда вожделенная школьная медаль из золотого ключика к вузовским дверям превратилась если не в квазиювелирное украшение, то в средство потешить самолюбие, причем в 99 случаях из 100 не ученическое, а родительское. Но вот поди ж ты!
Может, потому что в зрелище свалки претендентов на награды всегда есть что-то бодрящее, а может, в силу неиссякаемого желания хоть как-то потрафить уважаемым людям на местах, масштабы раздачи «школьного золота» в стране давно вышли если не за рамки приличия, то уж, во всяком случае, здравого смысла. Народ накинулся на этот вид золотого товара, как нищета на бедняка. И недавний случай в Адыгее с выдачей, а потом и отзывом золотой медали дочери одной из местных чиновниц — лишь единичный пример этого далеко зашедшего процесса.
Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок окончил школу с наилучшими результатами — ждать от мам и пап другого так же нелепо, как упрекать машиниста за то, что тот все время ведет поезд по рельсам, не срезая поворотов. Но как все же хочется избавить золото школьных медалей от лигатуры — посторонних примесей, не имеющих к нему никакого отношения!