— В ближайшие выходные, 1 и 2 июля, по стране пройдет выезд первой смены и заезд второй в детские лагеря, а вывозить и везти детей не на чем! — сетует представитель РСТ Ирина Тюрина. — Ведь доля туристических автобусов старше десятилетнего возраста на сегодня в стране — 90%!
Ольга Санаева, член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ и эксперт Комитета по социальной политике Совфеда, добавляет, что уже сейчас из-за бесконечных штрафов и поисков нарушений объемы детских перевозок сократились почти на 70%, а если введут запрет, то они и вовсе превратятся в пешие туры, так как другого выхода нет. И без средств передвижения останутся не только купившие путевки в летние лагеря, но и детские спортивные и творческие коллективы до 18 лет.
По словам активистов РСТ, автобусов моложе 10 лет нет во всей стране. Например, в Барнауле с населением почти в 700 тыс. человек — не более 6 автобусов «правильного» возраста. Во Владимирской области, как в экскурсионной части Золотого кольца, для перевозки детей используется 160 туристических автобусов, из них 75% — старше 10 лет. На всю Тверскую область — всего 5 автобусов моложе 10 лет, а на Камчатке — всего 4 на весь край. А цена детских перевозок на «правильных автобусах» уже подскочила от 1200 руб. в час до 5000. Туроператорам это не по карману, им легче уйти из бизнеса.
— Но почему нельзя просто взять и купить новые туристические автобусы для нужд детского туризма?
— В России автобусы туристического класса почти не производятся — разводит руками руководитель компании автобусных перевозок Владимир Рабинков. — Из-за рубежа мы ввозим примерно 200 «молодых» автобусов в год: из них 100–150 — китайские, по цене 9 млн за автобус. При запрете на пользование автобусами старше 10 лет придется сменить более 10 тыс. автобусов, что при нынешних темпах обновления парка займет примерно полвека. Чтобы только окупить такой автобус, его надо использовать на полную катушку ежедневно, без профилактик и поломок, минимум 8 лет! При том что еще через 2 года он будет признан «старым». А что до европейских автобусов, то самый дешевый стоит 16 млн руб, а самый надежный — 40 млн.
В связи с изложенной ситуацией Российский союз туриндустрии предлагает: 1.Отменить запрет на использование для детских туристических перевозок автобусов старше 10 лет как необоснованный. 2. Обнулить ввозные таможенные пошлины (18%) на туристические автобусы с двигателями класса Евро-5 и Евро-6. Как вариант — централизованная закупка автобусов к ЧМ по футболу-2018 с последующей реализацией и предоставлением в лизинг предприятиям туриндустрии на льготных условиях.